Конкуренция в деловом мире и иски о защите деловой репутации
Город:
+7 (499) 638-30-33
Полковая, д.3, стр. 2
пн-птн с 9.00 до 18.00
Заказать услугу

Конкуренция в деловом мире и иски о защите деловой репутации

В процессе работы многие компании сталкиваются с распространением конкурентами недостоверной информации о выпускаемой продукции, об их сотрудниках и других аспектах деятельности.

Успех организации во многом зависит от уровня доверия к ней ключевых потребителей, которые, узнав ложные сведения, могут сделать поспешные выводы и отказаться от предлагаемых фирмой товаров или услуг. В итоге компания теряет существенную долю дохода, что негативно сказывается на всем производственном процессе.

Когда деловая репутация находится под угрозой, возникает желание немедленно принять меры и поставить на место лжеца.

Первый шаг, который необходимо сделать – обратиться к автору недостоверных сведений и попросить написать опровержение тем же способом, каким была размещена информация. Если ответа не последует, можно приступить ко второму шагу – начать подготовку к судебному процессу.

Данная категория дел – одна из сложных. Подготовка иска предполагает знание тонкостей в рассмотрения таких дел. Суду недостаточно только предоставить текст, содержащий ложные сведения, и подтвердить его распространение, более важно – доказать, что они действительно неправильные и негативно влияют на репутацию компании.

Обратиться за защитой в суд с таким иском можно не позднее истечения года с момента поступления сведений в СМИ.

Так Арбитражный суд города Москвы 11.05.2018 г. вынес отрицательное решение по одному из исков о защите деловой репутации.

himvodoochistka-1024x768.jpg

При каких обстоятельствах возник спор?

Завод им. Н.Д. Зелинского (далее – Завод, также ответчик) являлся серийным производителем специальных фильтров, которые поглощали химические вещества, ядовитую пыль, биоаэрозоли и отравляющий дым (фильтры ФП-300), попавшие в воздух. Разработка данных приборов осуществлялась в соответствии с техническим заданием Минобороны РФ. Продукция подвергалась контролю качества непосредственно на заводе и в представительстве Минобороны РФ, имеющем аккредитацию.

В 2017 г. акционерное общество «Росхимзащита» (далее – общество, также истец) подготовило и разослало сведения о разработке новейших, с улучшенными характеристиками, фильтров-поглотителей ФП-300УБ. 19.07.2017 г. одно из писем было направлено в «Росатом», Госкорпорацию по атомной энергии.

Завод разослал возможным покупателям данных изделий письма, указав, что фильтры, выпускаемые обществом для объектов гражданской обороны, не являются аналогами фильтров, производимых заводом. Также было указано на недостоверность сведений об улучшенных характеристиках новых фильтров-поглотителей.

Кроме того, завод направил в антимонопольную службу области письмо о нарушении обществом законодательства о защите конкуренции. В обращении было указано на ненадлежащее сравнение Росхимзащитой своих приборов с фильтрами, изготавливаемыми заводом. Ведомство обнаружило в данных действиях нарушение ст. 14.1 и п. 1 ст. 14.3 закона №135-ФЗ, посчитав, что Росхимзащита распространила вводящие в заблуждение сведения о разработке приборов, очищающих воздух, с лучшими показателями качества, чем у завода. В связи с этим нарушителю выдано предупреждение с указанием перестать нарушать антимонопольные требования, а также разослать потенциальным клиентам опровержение информации, направленной обществом в их адрес ранее.

Общество предоставило суду документы, из которых следовало, что фильтры-поглотители ФП-300УФ были разработаны по заказу Росгвардии и Минпромторга РФ, а не Минобороны РФ. В общем решении двух ведомств было указано, что используемые ими фильтры ФП-300 требуют модернизации. Подведомственному Росхимзащите предприятию было поручено разработать за свой счет модель фильтра для очистки воздуха от химических веществ, более легкую в сборке и обслуживании. В дальнейшем было решено снабдить войска национальной гвардии РФ данным модернизированным оборудованием.

Ответчик 19.10.2017 г. обратился с письмом в адрес одного из потенциальных потребителей продукции истца. В письме, по мнению истца, содержались утверждения о его якобы неправомерных действиях. В деле имеется доказательство доставки письма получателю. В нем сообщались сведения, порочащие общество, в частности, было указано, что Росхимзащита нарушает нормы закона и ведет себя недобросовестно в части производства очищающих приборов.

В связи с этим общество обратилось в арбитражный суд с иском к заводу, в котором просило суд признать утверждения последнего, содержащиеся в письме от 19.10.2017г., посягающими на деловую репутацию истца и не соответствующими реальному положению дел. Это были следующие фразы:

  • о том, что изделия ФП-300УБ разработаны Росхимзащитой без разрешения Минобороны РФ, что нарушает правила производства и усовершенствования оружия и техники специального назначения за счет частных инвестиций, утвержденные в 2013 г. Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ (абз. 6 стр. 1 письма);
  • о том, что разработанный Ответчиком фильтр может переснаряжаться, хотя производитель не приступил к разработке съемного блока. Истец указал, что, подав заявку на поставку данного допоборудования, от изготовителя будет получен ответ, что блок потребуется только после истечения гарантии. Из этого истец сделал вывод о фактическом отсутствии возможности приобрети съемный блок в процессе эксплуатации фильтра (абз. 9 стр. 2 письма).

Истец просил суд провести лингвистическую экспертизу, которая бы оценила текст письма с точки зрения наличия в нем отрицательной информации о Росхимзащите.

Суд отказал в ходатайстве, сославшись на ст. 82 АПК РФ, исходя из смысла которой решение о назначении экспертизы принимается в зависимости от сложившихся обстоятельств в конкретном деле. Суд пояснил, что экспертиза в данном деле не требуется ввиду доступности изложения письменного текста и его ясности для понимания. Также в письме отсутствуют высказывания, для уяснения смысла которых необходимы экспертные знания.

Что выяснил суд?                                 

Суд рассмотрел все документы дела и признал требования иска несостоятельными ввиду следующего.

Ст. 150 ГК РФ устанавливает, что деловая репутация подлежит защите со стороны закона как нематериальное благо.

Пленум ВС РФ еще в 2005 году обобщил практику судов по делам, которые связаны с защитой репутации хозяйствующих субъектов. Так, в постановлении № 3 от 24 февраля сделан акцент на том, что от репутации организации во многом зависит успешность работы предприятия.

Согласно п.п. 1, 7 ст. 152 ГК РФ компания имеет полное право потребовать через суд опровергнуть сведения, умаляющие ее репутацию в деловой среде, если тот, кто распространил сведения, не докажет, что они фактически имели место быть.

Как устанавливает Пленум, по таким делам судам надлежит выяснить следующее:

  • действительно ли порочащие сведения были распространены ответчиком;
  • являются ли сведения выдуманными.

Если одно из данных обстоятельств не нашло подтверждения, то в иске будет отказано.

Как указано в Пленуме, к выдуманным сведениям относится информация о событиях, фактически не происходивших в реальности.

В силу ст. 152 ГК РФ и п. 9 Пленума ответчик должен доказать, что действительно существуют сведения, переданные третьим лицам, а истец – что данная информация порочит его честное имя.

Пункт 7 Пленума разъясняет, что понимается под распространением порочащих сведений. Это их размещение в СМИ, на интернет-сайтах, в социальных сетях, с использованием иных средств связи, оглашение во время выступлений на публике, иное устное информирование широкому кругу лиц или одному лицу.

Порочность информации проявляется в сообщении о нарушении организацией установленных норм и правил, о ведении нечестной деятельности, нарушении бизнес этики или иных обычаев делового мира, которые понижают репутацию компании.

Суды, рассматривая дела подобной категории, учитывают общий смысл текста и каждой фразы в отдельности. Именно такой анализ позволяет выяснить существенные обстоятельства дела.

Суд исследовал все фразы и сделал следующие выводы:

  • В деле отсутствуют документы, подтверждающие разрешение Минобороны РФ на разработку улучшенных изделий ФП-300УБ. Об этом было указано в абз. 6. стр. 1 спорного обращения. Следовательно, данный вывод сделан правомерно.
  • В деле имеется паспорт «обновленного» изделия, согласно которому при эксплуатации прибора разбирать и менять его внутреннее содержимое не допускается, о чем и было написано в абз. 9 стр. 2 обжалуемого обращения. Следовательно, ответчиком верно определено, что общество не производит сменные блоки и аэрозольные фильтра.

Суд сопоставил все высказывания, оценил письменные доказательства и решил, что информация, изложенная в письме, соответствует реальному положению дел. Поэтому они не могут быть признаны посягающими на репутацию Росхимзащиты. Выражение в некоторых фразах негативной оценки деятельности общества не считается порочащей и не влечет последствий в виде снижения престижа организации.

Суд со ссылкой на ст. 65 АПК РФ пояснил, что каждая сторона обязана подтвердить те факты, на которые она ссылается. И если стороны не совершили каких-то действий, то за данные риски отвечают только они сами. Суд рассматривает дело только на основании собранных участниками процесса доказательств. При этом, как указано в ст. 71 АПК РФ, оценка доказательств происходит после их детального рассмотрения и анализа.

Исходя из данных процессуальных норм, суд не усмотрел оснований для разрешения дела в пользу истца.

Приведенный пример судебного решения еще раз показывает, что подходить к подготовке иска нужно очень тщательно.

Заявка на услугу Представительство в суде
Подробнее об услуге
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%!

Есть вопросы? Поможем! +7 (499) 638-30-33 ежедневно с 9:00 до 18:00


Запрет на продажу лотерейных билетов без паспорта

В феврале 2018 года в Закон № 115-ФЗ, регулирующий порядок воспрепятствования отмыванию прибыли и оказанию финансовой помощи терроризму, внесены поправки. Кратно их суть сводится к тому, что покупку и продажу игровых билетов (лотерея) приравняли к действиям с денежными средствами. Поэтому с этого года приобрести лотерею в виде бумажного билета можно только при наличии паспорта, а если покупается билет в электронной форме на сайте, то подтвердить достижение совершеннолетия можно нажатием на специальную кнопку.

Запрет на продажу игровых билетов лицам, не достигшим 18 лет, содержался и раньше в законе, регулирующем порядок обращения с лотерейными билетами (Закон № 138-ФЗ). Однако у продавцов лотереи не было правовых оснований для проверки возраста покупателя. Внесенными поправками данный пробел в законе устранен. Теперь при покупке лотерейного билета за любую стоимость у гражданина могут попросить документ, подтверждающий личность. Если цена билета превысит 15 тыс. рублей, сделать это нужно в обязательном порядке.

Распространители билетов должны не только удостовериться в личности покупателя, но и внести данные о его паспорте к себе в журнал. Получить выигрыш без паспорта тоже не получится.

Контроль за соблюдением участниками лотерейного процесса требований новых поправок возложили на налоговые органы. В ходе контрольных мероприятий налоговики начали фиксировать нарушения со стороны распространителей лотереи, но организации не были согласны с налагаемыми на них штрафами и искали защиты в суде. Однако суд трактует закон в пользу налоговых органов.

Так в июле 2018 года АС г. Москвы отказал ООО «Копейка-Москва» в признании незаконным постановления налоговой, на основании которого Общество было оштрафовано на 100 тыс. рублей. Штраф был назначен за нарушение федерального законодательства в сфере воспрепятствования отмывания прибыли и оказания финансовой помощи терроризму (Закон № 115-ФЗ).

Дело рассматривалось без вызова сторон в суд, в так называемом «упрощенном порядке». Никто из участников процесса не возражал против такого изучения дела. Судье были направлены документы по административному делу и пояснения каждой из сторон.

loterejnyj_bilet_1965_1969_1973_g.jpg

Суд проверил компетенцию налоговиков

Суд удостоверился, что работники налоговой инспекции имеют право на составление административного протокола. Для этого было изучено Положение о ФНС РФ. ИЗ текста документа следовало, что налоговики осуществляют контрольно-надзорные функции в части выполнения Закона № 115-ФЗ в отношении юридических лиц:

  • эксплуатирующих тотализаторы;
  • относящихся к игорным заведениям, принимающим ставки;
  • тех, кто связан с проведением игр, основанных на риске.

Налоговая проверяет, как эти компании осуществляют фиксацию, хранят и сообщают о проведенных денежных транзакциях, подпадающих под наблюдение, как производится и организуется такое наблюдение самостоятельно внутри организации.

Обстоятельства совершенного нарушения

Московская налоговая инспекция № 43 осуществляла контроль за соблюдением требований Закона № 115-ФЗ со стороны Общества. В частности, велась проверка на предмет соблюдения юридическим лицом правила о необходимости проверки личности гражданина в процессе заключения договора на участие в лотерее. В ходе проверки выяснилось, что гражданин приобрел лотерейный билет № 42286146F123, однако продавец не потребовал от него подтверждения личности посредством предъявления соответствующего документа.

После обнаружения нарушения налоговая составила протокол в отношении ООО «Копейка-Москва». Общество в ходе рассмотрения дела предоставило свои возражения касательно составленного акта о правонарушении, разрешительный документ на Калюкина И.Н., внутреннюю документацию о порядке проведения контроля за соблюдением Закона № 115-ФЗ внутри компании, а также договор на услуги по размещению билетов лотереи.

На основании заключенного договора Общество распространяло игровые билеты и выполняло иные действия совместимые с целью договора.

Нормативное обоснование привлечения к административной ответственности

Согласно подп. 1 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ходе выполнения денежных операций организации обязаны перед взаимодействием с покупателем опередить его личные данные или данные его представителя, за рядом исключений, обозначенных в законе.

В законе отсутствуют положения, указывающие на то, что данное правило не распространяется на юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с лотереей. Исключения, указанные в вышеуказанном пункте закона, не касаются лишь действий, направленных на получение выигрышных денег. Это связано с тем, что данные выплаты не связаны с оказанием услуг.

В ст. 7 данного закона указано, что определение личности гражданина, его представителя или получателя выгоды не осуществляется в тех случаях, когда от них осуществляется поступление денежных средств в сумме меньшей или равной 15 тыс. рублям. Это может быть и иностранная валюта, но при переводе ее в рубли, размер суммы также должен быть равен названному показателю. В исключительных случаях, когда сотрудники принимающей организации подозревают в действиях лица, передающего деньги, наличие признаков отмывания доходов, они могут проверить его личность.

Закон о лотереях № 138-ФЗ дает определение организатору лотерейной игры. В качестве такового выступает федеральный орган власти, который уполномочило Правительство РФ. Организатор принимает решение о проведении лотереи и проводит ее при участии оператора, с которым в обязательном порядке заключается контракт.

Под организацией лотерейной игры понимается перечень мероприятий, в который входит конкурсный отбор оператора, последующее заключение с ним договора и согласование условий игры.

Под проведением лотереи Закон № 138-ФЗ понимает услуги по выполнению определенных действий:

  • продажа билетов в электронной и бумажной формах;
  • фиксация количества квитанций от реализованных билетов;
  • подписание договоров с организациями, производящими билеты для лотереи, с производителями оборудования для проведения лотереи, с лицами, оказывающими услуги по распространению билетов и др.;
  • подписание договоров с желающими принять участие в игре, оформление и фиксация сделанных ставок;
  • проведение розыгрыша;
  • экспертный анализ предъявленных выигрышных билетов, квитанций к ним и билетов в электронном виде;
  • осуществление выплат по выигрышным билетам.

Оператором может выступать любое юридическое лицо, имеющее контракт с организатором.

Под обязательный контроль Закона № 115-ФЗ подпадают денежные операции, связанные с приемом денег от участников лотереи за право в ней участвовать, а также передача участникам выигрышных денег.

В статье 5 названого закона сказано, что к компаниям, выполняющим денежные операции, также относятся фирмы, организующие проведение лотерей. Следовательно, под надзор Закона № 115-ФЗ попадают организатор игры, ее оператор и распространитель билетов. Все они должны безусловно соблюдать предписания названного закона.

В подп. 4 п.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ отдельно отражено, что прием денежных средств в целях участия в игре и выплата их в виде выигрыша, подлежат обязательному контролю со стороны властных структур.

В специально принятом в данной сфере ведомственном акте Росфинмониторинга содержатся требования по обязательному определению личности физического лица, его представителя или получателя выгоды, за некоторыми исключениями (приказ от 17.02.2011 г. № 59).

Все вышеуказанное привело суд к выводу о том, что компании, распространяющие билеты лотереи, обязаны проводить проверку личности покупателя в любом случае, как при приеме денег за билеты, так и при выдаче выигрыша. При этом размер таких сумм не имеет значения.

В нарушение указанных норм права, Общество 26 января 2018 г. допустило продажу игрового билета гражданину без истребования документа, подтверждающего личность.

Указанное правонарушение влечет привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ юридических лиц или их работников.

Позиция высших судов в отношении указанной ситуации выражена в одном из определений ВС РФ, в тексте которого указано, что компании, занятые в проведении лотерей, относятся к компаниям, выполняющим денежные операции, следовательно, они обязаны выполнять положения п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части определения личности участника лотереи (определение ВС РФ от 23 марта 2018 г. № 305-АД18-1189).

Налоговая назначила ООО «Копейка-Москва» наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Обстоятельства совершения правонарушения были подтверждены в суде.

Судья отметил, что штраф был определен с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, все процессуальные нормы административным органом соблюдены. Указанное свидетельствует о законности принятого налоговой акта, в связи с чем жалоба Общества необоснованна.

Таким образом, организации, занимающиеся распространением лотерейных билетов, обязаны соблюдать Закон № 115-ФЗ в части определения личности гражданина, обратившегося за приобретением лотереи, с последующей фиксацией данных о его паспорте. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой административную ответственность. Штрафные санкции очень серьезные: работники организации могут быть оштрафованы на 30-50 тыс. рублей, а организации – на 50-100 тыс. рублей.

Последние отзывы
о компании "1Капиталь"
  • 5

    Екатерина / 13.04.2017

    Очень благодарна за сотрудничество с вашей оценочной компанией. Работу делают профессионально и в срок. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество. Спасибо за работу

  • 5

    Сергеев А.В. / 30.03.2017

    Результатом выполненных компанией работ удовлетворен полностью. Быстро, качественно, без какихлибо сложностей. Буду рекомендовать другим

  • 5

    Ким Н.В. / 29.03.2017

    Очень быстро, вежливо, доходчиво. Приятно сотрудничать.