Конкурентные способы закупки при выборе поставщика на рынке рекламных услуг
Город:
+7 (499) 638-30-33
Полковая, д.3, стр. 2
пн-птн с 9.00 до 18.00
Заказать услугу

Конкурентные способы закупки при выборе поставщика на рынке рекламных услуг

Органы власти, принимая решение о совершении закупок, вправе в течение года заключать договоры с единственным поставщиком на поставку продукции, работ или услуг на общую сумму, которая не больше 100 тысяч рублей. В некоторых случаях, несмотря на формальное соблюдение требований закона в области контрактной системы, заключенный договор создает для поставщика конкурентное преимущество в определенных областях. В таких случаях осуществление закупки без конкурсного отбора считается недопустимым с точки зрения антимонопольных требований.

Такой позиции придерживается и арбитражный суд кассационной инстанции в принятом 20 апреля 2018 года постановлении.

set-design.jpeg

Предыстория судебного дела

В 2014 году Комитет по развитию туризма Санкт-Петербурга заключил с «Студия Артемия Лебедева» договор, чтобы последний разработал логотипы для рекламы Северной столицы в городах Европы и Азии. Стоимость оказанных услуг составила 1 рубль.

В июле 2016 года в Санкт-Петербургское УФАС России вышла с обращением маркетинговая компания «Григорьев Борис и партнеры». В нем общество сообщало, что комитет нарушил нормы антимонопольного законодательства.

При проведении административного расследования инспектора установили следующее:

  • на дату подписания договора работы были уже выполнены,
  • не было техзадания, на основании которого нужно разработать логотипы;
  • способ оформления договора не соответствовал нормам Закона № 44-ФЗ;
  • информация о заказе на подготовку логотипов для последующего оформления турпродукции Петербурга публично не сообщалась;
  • договор заключен с нарушением условий п.п. 5, 6, 7, 8 ч.1 ст. 15 Закона №135-ФЗ.

Как установлено антимонопольным органом, с конца 2014 года по 2016 год в Комитет поступило несколько обращений от разных компаний с предложением использовать логотипы. В течение двух лет, начиная с 2015 года, аналогичный логотип применялся на сувенирной, иной продукции подведомственными комитету БУ. На сайте zakupki.gov.ru размещалась документация по двум закупкам, из которой явно усматривалась информация о Студии, которому принадлежит авторство логотипа Северной столицы. Таким образом, неограниченное число лиц могло узнать о Студии, что является скрытым пиаром данного юрлица.

Представитель компании-разработчика на заседании комиссии УФАС рассказал об участии во Всероссийском конкурсе «Туристический бренд России» (организатор – Ростуризм). УФАС изучило страницу с положением о данном конкурсе и установило, что данный конкурс проводился в шесть этапов, содержит положение, техзадание, обозначены условия участия.

Кроме того, УФАС обнаружило, что практикуется конкурсная разработка логотипов в различных муниципалитетах города. Согласно сведениям об организации и проведении таких конкурсов, участвовать в них могут множество компаний, при этом логотипы разрабатываются без привлечения бюджетных средств.

В рассматриваемых случаях конкурсы проводились открыто, что создало конкуренцию и способствовало выбору наилучшего варианта.

Таким образом, антимонопольная служба обнаружила, что комитет своими действиями нарушил ч.1 ст. 15 Закона №135-ФЗ, потому выдала предупреждение с требованием перестать нарушать законодательство о защите конкуренции и прекратить действие договора с ООО «Студия Арт. Лебедева».

Компания в ответ на предупреждение отказалось выполнять указанные в нем требования.

После получения отказа 14.12.2016 г. УФАС возбудило административное производство в отношении Комитета по признакам нарушения ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ. По результатам Управление приняло решение от 14.03.2017, согласно которому Комитет использовал способы определения поставщика, нарушающие конкуренцию, что привело к дискриминации остальных поставщиков, осуществляющих похожую деятельность.

УФАС выдал комитету предписание, которым обязал его расторгнуть договор с Обществом и прекратить использовать логотипы. Комитет не был согласен с решением антимонопольного ведомства и вышел в арбитраж.

Этапы разбирательства в суде

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в ходе разбирательства в качестве третьего лица привлек маркетинговую компанию «Григорьев Борис и партнеры».

31.07.2017 Комитету было отказано в удовлетворении заявления. Суд установил, что решение и предписание надзорного ведомства соответствуют закону, а Комитет нарушил антимонопольный запрет, содержащийся в ч. 1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ. Суд подчеркнул, что договор заключен вопреки принципам открытости информационных данных и их прозрачности при осуществлении закупок, попраны нормы конкуренции.

Апелляционная инстанция рассмотрела в ноябре 2017 года решение суда первой инстанции и отменило его, признав также правовые акты УФАС недействительными. Согласно решению апелляционного суда, выводы суда 1-ой инстанции ошибочны, потому что по формальным признакам комитет работал в рамках положений Закона о контрактной системе. В решении указано, что договор заключен так, как того требует ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Это действительно закупка у одного-единственного поставщика, поэтому Комитет не нарушал норм Закона № 135-ФЗ.

Получив такое решение, УФАС и ООО «МК «ГБ и П» направили жалобы в кассацию.

В своих жалобах заявители попросили отменить постановление апелляции, оставить в силе решение суда 1-ой инстанции. По их мнению, суд 1-ой инстанции правильно оценил работу Комитета, выразившуюся в осуществлении закупки логотипов без проведения конкурса у определенного поставщика, а значит, такие действия приводят к нарушению антимонопольных требований. Они полагали, что такая закупка ограничивает конкуренцию на рынке, создает условия для дискриминации других поставщиков, точно так же работающих в сфере рекламных услуг.

Позиция суда кассационной инстанции

Суд кассационной инстанции посчитал, что жалоба имеет под собой веские основания и достаточная для отмены решения апелляции.

Кассация подтвердила, что выводы суда 1-ой инстанции в полной мере соответствуют содержащимся в деле доказательствам, сделаны в результате корректной расшифровки правовых норм, соответствуют положениям доказывания, требованиям судопроизводства по административным делам. В то же время апелляционный суд ошибочно толкует положения Закона № 135-ФЗ.

Своей целью нормативный правовой акт в области защиты конкуренции ставит создание условия для единого экономического пространства, беспрепятственной логистики товаров, рыночной деятельности в нашей стране, защиту конкуренции, воспрепятствование допуску неэффективной работы рынка товаров.

Как трактует ст. 4 Закона № 135-ФЗ конкуренция представляет собой вид соперничества нескольких субъектов, когда каждый из них своими действиями влияет на другого субъекта в возможности оказывать воздействие на созданные условия обращения производственных товаров в конкретной сфере.

Как установлено ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, ответственным должностным лицам органов исполнительной власти всех уровней запрещено принимать нормативно-правовые акты, которые либо приводят, либо могут привести к нарушению конкуренции.

Есть ряд вопросов, которые возникают при практическом применении в арбитраже норм антимонопольного законодательства. Они раскрыты в постановлении Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30. Пункт 8 постановления указывает, что при рассмотрении заявлений антимонопольных органов с требованием признать акты госорганов недействующими в связи с нарушением ч.1 ст. 15 Закона №135-ФЗ, судьи учитывают следующее: если антимонопольный орган доказал, что такие акты допускают нарушение конкуренции, а определенным гоорганом не указана конкретная правовая норма, дающая право данному органу принять оспариваемый акт, то требования УФАС должны быть удовлетворены.

Пленум также указал, что антимонопольная служба вправе выдать предписание, обязывающее изменить существенные условия заключенного договора либо расторгнуть его.

Запрет, который расписан в ст. 15 Закона № 135-ФЗ, в первую очередь адресуется органам, обладающим властными полномочиями, чтобы предупредить их отрицательное влияние на конкуренцию с помощью административного инструментария. Суд должен не только установить имевшие место обстоятельства, но и выявить причинную связь между принятым актом и впоследствии наступившими отрицательными моментами.

Антимонопольная служба, вынося решение, указывает, что по требованиям статьи 10 ГК РФ нельзя использовать гражданские права, чтобы создать препоны для здоровой конкуренции.

В кассации посчитали, что управление дало правильную оценку действиям комитета. Ведомство оценило не только гражданско-правовую сторону отношений с PR-агентством, но также посчитало, что использовался административный ресурс.

При этом, как указал суд, были проигнорированы интересы других игроков на данном рынке на территории города.

Комитет не смог подтвердить наличие обстоятельств, которые позволили ему заключить договор с Обществом. У Комитета в штате отсутствовали специалисты, которые могли достоверно определить, что логотип Студии является самым лучшим.

Суд указал Комитету, что цена – это не единственный показатель для заключения договора с единственным поставщиком.

Комитет также не смог сослаться на нормы права, позволяющие ему действовать выбранным им способом.

Выводы

В основе контрактной системы в области госзакупок – принципы открытости данных, прозрачности информации для всех заинтересованных сторон, конкуренция, опыт заказчиков, поддержка инновационной составляющей, возможность призвать к ответственности за результаты обеспечения госнужд, эффективность торгов, в том числе выраженная в экономии бюджетных средств.

По смыслу ст. 6 Закона № 44-ФЗ, нельзя сказать, что один критерий доминирует над другим. Каждый принцип взаимосвязан с другим.

Поэтому, выбирая способ закупки, надлежит учитывать не только интересы бюджета, но и интересы предпринимательской среды.

Заявка на услугу Представительство в суде
Подробнее об услуге
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%!

Есть вопросы? Поможем! +7 (499) 638-30-33 ежедневно с 9:00 до 18:00


Жалоба на организатора торгов не всегда приводит к результату

Федеральное законодательство, регулирующее порядок проведения открытых аукционов, проводимых в целях продажи имущества, находящегося под арестом и залогом, устанавливает определенные требования к потенциальным участникам, материалам, формируемым в составе заявки, и т.п.

Иногда бывает так, что некоторые участники незаконно отсеиваются до процедуры торгов и оказываются «у разбитого корыта». Отстоять свое право на участие в торгах возможно путем подачи соответствующей жалобы в антимонопольную службу региона. Но, как показывает практика, делать это нужно, не теряя ни минуты.

Показательным является одно из таких дел, рассмотренных 3 сентября 2018 года Комиссией Тюменского УФАС.

dsc05010_20121271536.jpg

Причины обращения с жалобой

ООО «Л» (далее – Общество) являлось организатором открытого аукциона в части реализации жилого помещения, находящегося под арестом, общей площадью 119,1 кв. м, расположенного по адресу: Тюменская область, г. Тюмень, ул. Котовского, д. 5, кв. № (далее – квартира).

Участвовать в покупке квартиры изъявили желание четверо участников, о чем были поданы соответствующие заявки. В процессе торгов две заявки не были допущены к торгам в связи с отсутствием в заявочной форме обязательных сведений (даты и времени проведения аукциона), о чем были извещены Обществом.

В связи с указанным, лицо, подавшее заявку (далее – гражданин С*), руководствуясь ст. 18.1 Закона о защите конкуренции № 135-ФЗ, обратилось 20 августа 2018 г. в региональную антимонопольную службу с заявлением, в котором изложило жалобу на действия организатора торгов – ООО «Л».

В заявлении было указано на два нарушения со стороны Общества:

  1. незаконное отклонение заявки по недопустимым основаниям, противоречащим пунктам 7.2, 7.4 и 7.5 Методических рекомендаций, касающихся порядка продажи арестованного имущества, осуществляемой в целях реализации актов судов или специально уполномоченных органов, обладающих правом принятия решений по таким вопросам, разработанных в 2014 году Росимуществом (далее – Рекомендации);
  2. Общество в нарушение Рекомендаций неверно применило срок размещения объявления о начале торгов.

УФАС по ТО приняло заявление, о подаче жалобы была размещена соответствующая информация на официальном сайте службы, а в адрес Общества направлено письменное требование, предлагающее приостановить процедуру аукциона и сообщить о полученной жалобе, сроках и месте ее рассмотрения участникам торгов.

Особенности торгов при реализации арестованного имущества

Закон об исполнительном производстве № 229-ФЗ указывает, что правила проведения торгов определяются ГК РФ, данным законом, иными федеральными законами и актами Правительства РФ.

Согласно п. 1 ст. 449.1 ГК РФ, под торги публичного характера подпадают торги, организуемые для приведения в исполнение актов судебных органов или документов, принятых в рамках исполнительного производства, и в ряде других случаев.

Процедура продажи имущества, находящегося под арестом и имеющего обременение в виде залога, устанавливается следующими официальными документами: Законом об исполнительном производстве № 229-ФЗ, Законом об ипотеке № 102-ФЗ, Рекомендациями.

В Законе № 229-ФЗ указано, что продажа недвижимости, в том числе заложенной, на которую претендует взыскатель в связи с необходимостью погашения долга, происходит посредством проведения аукционов.

Из содержания статьей 87-89 данного закона следует, что правомочия по продаже таких объектов передаются специализированным организациям.

Отбирать данные организации уполномочено Росимущество, а также его территориальные органы.

Межрегиональное ТУ Росимущества, действующее, в том числе, на территории Тюменской области, заключило 9 января 2018 года госконтракт с Обществом на оказание услуг по продаже арестованного имущества.

Из положений частей 6 и 7 Закона № 229-ФЗ следует, что приступать к процедуре торгов можно только при наличии постановления пристава-исполнителя о передаче недвижимости для реализации и документа, фиксирующего факт приема-передачи имущества специализированной организацией.

В рамках исполнения контракта МТУ Росимущества передало Обществу 19 июля 2018 года поручение о продаже вышеуказанной квартиры. Из документов было видно, что 30 июля 2018 года состоялась передача квартиры между судебными приставами и Обществом по акту.

Согласно п. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ, ответственное за организацию торгов лицо уведомляет неопределенный круг лиц о том, что торги назначены. Информацию необходимо успеть разместить не позднее 10 дней до официальных торгов, но не ранее месяца до их начала. Для размещения информации подходят только официальные СМИ по месту расположения недвижимости. Кроме того, сведения о проводимом аукционе публикуются в сети «Интернет».

Исполняя указанные требования, 31 июля 2018 г. Общество направило на публикацию сведения о спорном аукционе в печатное издание «Тюменские известия». Согласно опубликованным данным, торги были назначены на 17 августа 2018 г. на 15 ч. 35 мин., указаны начальная цена и размер задатка, а также время и место приема заявок.

Всего было подано четыре заявки, которые были рассмотрены Обществом 17 августа 2018 года, о чем был составлен протокол. По итогам заседания две заявки к участию в торгах не допустили, так как в заполненной форме отсутствовали обязательные сведения. Из оставшихся заявок был отобран победитель, предложивший наибольшую стоимость покупки.

В день подведения итогов победитель оплатил продажную цену, а 21 августа 2018 г. между Обществом и победителем заключен договор купли-продажи в отношении арестованной квартиры.

Общество признано нарушившим закон

В жалобе гражданин С* указал на неправомерность отклонения его заявки ввиду не указания данных о дате и времени аукциона. Комиссия УФАС по ТО изучила правовые акты и указала в своем решении следующее.

Правила продажи арестованной недвижимости (в том числе заложенной) установлены Рекомендациями.

Рекомендации изданы с целью упорядочения работы центрального аппарата Росимущества и его территориальных органов в области продажи арестованной недвижимости по вступившим в силу актам судов и судебных приставов.

Как следует из п. 7.2 Рекомендаций, в ходе поступления заявок специализированная организация проверяет их на соответствие требуемой форме и на наличие всех необходимых приложений.

Согласно п. 7.4 Рекомендаций, если прием состоялся, то запись о заявке вносится в специальный журнал регистрации с присвоением порядкового номера. Отметка о приеме проставляется на втором экземпляре описи участника.

Исходя из п.7.5 Рекомендаций, отказ в указанных выше действиях возможен лишь в определенных случаях (перечень исчерпывающий):

  • документы поступили позднее даты окончания приема заявок и у участника отсутствуют доказательства невозможности подачи заявки в установленный срок;
  • не приложены документы, подтверждающие факт внесения задатка;
  • представлен некомплектный пакет документов;
  • приложения не соответствуют нормам закона.

Пометка об отказе в фиксации факта приема и последующей регистрации заявки, содержащая причину отказа, проставляется на втором экземпляре описи заявителя.

Комиссия антимонопольной службы в ходе рассмотрения дела определила, что действительно в двух заявках отсутствовали необходимые реквизиты (не вписаны данные о времени начала проведения торгов). Тем не менее заявка гражданина С* была принята и зарегистрирована 10 августа 2018 г. в 11 ч. 50 мин.

Пункты Рекомендаций, на основании которых в последующем было отказано заявителю в допуске к торгам, распространяют свое действие лишь на этап приема и регистрации документов, но не являются основанием для отказа на этапе допуска к участию в аукционе. Следовательно, отказ был осуществлен комиссией Общества безосновательно.

Как толкуются противоречия в правовых актах разной юридической силы

Второй довод жалобы касался нарушений сроков публикации сведений об аукционе.

Основные условия и порядок организации торгов прописаны в главе 9 Закона № 229-ФЗ.

Из ч.3 ст. 90 Закона 229-ФЗ следует, что сведения о проводимых торгах публикуются на специально созданном Правительством РФ сайте в сети Интернет, а также размещаются в печатных СМИ, обозначенных Правительством РФ. Дополнительные правила публикации извещения о торгах могут быть определены в других законах.

Так, в ч. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ указано, что извещение о торгах размещается в промежуток от 30 до 10 дней до начала их проведения в печатном СМИ субъекта по месту расположения продаваемой недвижимости и в сети Интернет.

В то же время в п. 6.1 Рекомендаций указана иная периодичность публикации сообщения до начала торгов:

  • от 30 до 20 дней – в отношении арестованного имущества;
  • от 25 до 15 дней – в отношении заложенного имущества;
  • от 20 до 10 дней – в отношении повторных торгов.

Указанные положения Рекомендаций вступают в противоречие с положениями ч. 3 ст. 57 Закона № 102-ФЗ.

Согласно ч. 2 ст. 90 Закона № 229-ФЗ, торги организуются в соответствии с ГК РФ, указанным законом и другими федеральными законами, а также актами Правительства РФ. Следовательно, федеральные нормы обладают приоритетом, а Рекомендации имеют лишь разъяснительный характер. Поэтому довод о нарушении Обществом сроков не подтвердился.

В результате рассмотрения жалобы Комиссия УФАС приняла решение об обоснованности жалобы и о наличии в действиях Общества нарушения, но предписание не было выдано, так как договор с победителем был уже заключен.

Таким образом, гражданин С* получил подтверждение незаконности отказа в допуске к торгам, но принятое УФАС решение в конечном итоге не повлияло на результаты аукциона, потому что победитель уже выкупил арестованное имущество.

Последние отзывы
о компании "1Капиталь"
  • 5

    Екатерина / 13.04.2017

    Очень благодарна за сотрудничество с вашей оценочной компанией. Работу делают профессионально и в срок. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество. Спасибо за работу

  • 5

    Сергеев А.В. / 30.03.2017

    Результатом выполненных компанией работ удовлетворен полностью. Быстро, качественно, без какихлибо сложностей. Буду рекомендовать другим

  • 5

    Ким Н.В. / 29.03.2017

    Очень быстро, вежливо, доходчиво. Приятно сотрудничать.