Налоговая проигнорировала требования Суда и проиграла дело
Город:
+7 (499) 638-30-33
Полковая, д.3, стр. 2
пн-птн с 9.00 до 18.00
Заказать услугу

Налоговая проигнорировала требования Суда и проиграла дело

Налоговыми органами ежедневно выносятся десятки решений о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства о налогах, к административной ответственности. Штрафы за налоговые правонарушения, как правило, достаточно высоки, особенно, если речь идет об ответственности юридических лиц.

Часть налогоплательщиков принимает решение о привлечении их к ответственности как данность, другие пытаются снизить наложенные штрафные санкции, обращаясь с жалобами в вышестоящую инстанцию, а затем и в суд.

Многие думают, что действия органа власти не могут быть противозаконными, и суд, скорее всего, займет его позицию. Но довольно часто случаются в судебной практике и неожиданные ситуации.

Например, АС г. Москвы от 10 июля 2018 года отменил постановление налоговиков о привлечении Общества к ответственности и решение вышестоящей инстанции по жалобе на данный акт. При этом причиной для отмены послужило не нарушение административным органов требований КоАП РФ, неправильное применение правовых или процессуальных норм, а не предоставление им в суд документов, собранных в ходе административного производства.

c5d5dbdb9d6df12f8159882722c43fe8.jpg

Основание подачи заявления

Сторонами спора являлись ООО «Первое музыкальное Издательство» (далее – заявитель), Управление ФНС России по г. Москве и Инспекция ФНС России № 9 по г. Москве (далее также – налоговые органы).

Заявитель просил суд:

  1. объявить не соответствующим закону и отменить решение УФНС России по г. Москве от 7 марта 2018 г., которым оно признало правомерным решение ИФНС России №9 по г. Москве от 13 февраля 2018 г. о привлечении Общества к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ;
  2. изменить решение нижестоящей инспекции в части назначения штрафа, путем замены его согласно ст. 4.1.1. КоАП РФ на минимальное наказание – предупреждение.

Возможность замены штрафных санкций на устное осуждение за выявленный проступок появилась у предпринимателей и их работников с середины 2016 года. Для применения этой нормы нужно выполнить несколько условий:

  • нарушение должно совершаться впервые;
  • проступок не влечет серьезный вред или угрозу вреда гражданам, природной среде, историческим памятникам, государству в целом и его безопасности, не влечет возникновения ситуаций чрезвычайного характера, а также не влечет наступление материального вреда.

Применить данную норму можно даже в том случае, если предупреждение не предусмотрено конкретной статьей КоАП РФ, за рядом некоторых исключений.

Общество было не согласно с решением о назначении ему штрафа и направило жалобу на него в вышестоящую инстанцию, которая также не нашла причин для его отмены. Поэтому Общество подготовило обращение в суд для признания указанных актов налоговиков не соответствующими закону.

Порядок упрощенного рассмотрения дел

Суд изучал дело в упрощенном виде в соответствии с ч. 2 ст. 226 АПК РФ. Это означает, что стороны судом не вызываются, судья письменно запрашивает у них материалы по делу и, когда срок их предоставления истечет, приступает к исследованию доказательств, пояснений сторон и с учетом имеющихся документов разрешает дело (ч. 5 ст. 228 АПК РФ). От момента принятия иска и до вынесения решения не должно пройти более двух месяцев.

Ни одна из сторон не была против рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.

От налоговых органов 15.05.2018 г. поступил отзыв на поданное Обществом заявление. К отзыву были приложены копии документов (доверенность, приказ и извещение). Требование судьи о направлении документов административного дела по спорному делу не исполнено налоговиками.

Что выяснил судья в процессе подготовки к рассмотрению дела

Из ч. 2 ст. 208 АПК РФ следует, что обжаловать акт госоргана о назначении административного наказания можно не позднее 10 дней с того момента, как лицо получило копию акта о наказании. Аналогичная норма содержится в ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ. Суд определил, что срок подачи жалобы не нарушен. Порядок обжалования соблюден.

Судьи арбитражных судов, разбирая дела такого рода, обязаны исследовать все материалы самостоятельно, не обращая внимания на доводы решений административных органов (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

В процессе судебного разбирательства суд исследует правомерность спорного акта, проверяет компетенцию госоргана и конкретного должностного лица на его принятие, определяет наличие событий, повлекших привлечение к административной ответственности, проверяет соблюдение сроков привлечения к ответственности и другие необходимые сведения.

Все участники процесса самостоятельны в подборе доказательств, необходимых для подтверждения своих аргументов. При этом доказывать правомерность вынесенного акта обязаны госорган или его служащий, непосредственно принимавшие участие в принятии решения. Об этом также упоминается в ч. 4 ст. 210 АПК РФ.

Судья обратил внимание на данный факт, так как в процессе подготовки к судебному разбирательству им были истребованы документы, составляющие административное дело по рассматриваемому случаю, но налоговые органы проявили бездействие в данном вопросе. У судьи имелись почтовые карточки, указывающие на получение Ответчиками судебного акта о подготовке необходимых документов. С момента получения определения суда у налоговых органов в распоряжении имелось время на подготовку материалов, но они не исполнили требования закона.

Таким образом, суд приступил к изучению дела в отсутствие данных документов, что согласуется с нормами АПК РФ, регулирующими порядок рассмотрения дел в упрощенном виде.

Особенности вины коммерческих организаций

ИФНС России № 9 по г. Москве признало Общество нарушившим ч.6 ст. 15.2 КоАП РФ, и назначило штраф в сумме 40 тыс. рублей, о чем 13.02.2018 г. вынесло соответствующий акт (постановление).

Согласно ч. 6 ст. 15. КоАП РФ, за нарушение правил направления учетных форм и форм отчетов по операциям с валютой, правил направления отчетности о перемещении денег по счетам (вкладам) в банковских организациях за границей и (или) документов, указывающих на совершение банковских операций, несоблюдение правил направления документов-оснований и сведений, полученных при совершении операций с валютой, несоблюдение определенных законом сроков сохранности отчетной документации по таким операциям, а также за ряд правонарушений, связанных с уступкой денежных требований по внешнеторговым контрактам, устанавливается ответственность в виде штрафа. В зависимости от субъекта правонарушения размер штрафа составляет от 2 до 3 тыс. – на граждан, от 4 до 5 тыс. – на должностное лицо, от 40 до 50 тыс. – на юрлицо.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ признать вину за юридическим лицом возможно в том случае, если будет достоверно установлено, что оно могло выполнить требования закона, за нарушение которых наступает ответственность, но не посчитало необходимым их соблюсти.

Нет доказательств — нет положительного решения

Как уже было отмечено, Ответчики не направили в суд материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества, а также не обосновали правомерность своих действий, действительность совершенного проступка и степень вины заявителя.

Несмотря на это, руководствуясь п. 6 ст. 210 АПК РФ, суд осуществил проверку соблюдения законодательства налоговыми органами при вынесении ими спорных решений.

Как следует из ст. 210 АПК РФ, доказывать события, повлекшие назначение наказания, должен тот госорган, который вынес решение. Налоговики не предоставили необходимые материалы для всестороннего рассмотрения дела. Из-за чего судья фактически не имел возможности точно определить наличие вины заявителя, проверить выполнение налоговиками порядка привлечения Общества к ответственности.

На основании вышеизложенного, судья посчитал, что налоговики не доказали правомерность наложения на Общества штрафных санкций по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ. Данный факт, согласно ст. 24.5 КоАП РФ, является причиной для прекращения производства.

В ст. 24.5 КоАП РФ содержится девять моментов, при наличии которых прекращается производство по делу. Стадия рассмотрения дела не важна. Прекратить изучение дела можно и в процессе сбора доказательств, последующего исследования документов с вызовом сторон, в ходе обжалования дела и даже на этапе исполнения принятого решения. Одним из таких оснований является отсутствие события правонарушения. Это означает, что виновное лицо на самом деле не совершало вменяемый ему проступок.

В отношении рассматриваемого случая судья был вынужден применить указанное основание, так как по правилам АПК РФ не имел возможности достоверно установить факт совершения противоправного проступка. А заинтересованный в наложении штрафных санкций орган государственной власти не выполнил судебное определение, в итоге лишив суд возможности дать решениям объективную оценку.

Из ч. 2 ст. 211 АПК РФ следует, если спорное решение или процедура его вынесения нарушают закон, если для привлечения к ответственности не было существенных оснований, либо решение вынесено некомпетентным лицом или органом, то судья объявляет его нарушающим закон и отменяет его целиком либо частично.

Проанализировав правовые нормы, суд принял решение в пользу заявителя, отменив постановление Инспекции ФНС России № 9, налагающее на Общество штраф в сумме 40 тыс. рублей, а также отменил решение по жалобе на данное постановление, принятое УФНС России по г. Москве от 7 марта 2018 г.

Таким образом, Общество не понесло наказания из-за халатного отношения налоговых органов к арбитражному процессу.

Заявка на услугу Представительство в суде
Подробнее об услуге
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%!

Есть вопросы? Поможем! +7 (499) 638-30-33 ежедневно с 9:00 до 18:00


Запрет на продажу лотерейных билетов без паспорта

В феврале 2018 года в Закон № 115-ФЗ, регулирующий порядок воспрепятствования отмыванию прибыли и оказанию финансовой помощи терроризму, внесены поправки. Кратно их суть сводится к тому, что покупку и продажу игровых билетов (лотерея) приравняли к действиям с денежными средствами. Поэтому с этого года приобрести лотерею в виде бумажного билета можно только при наличии паспорта, а если покупается билет в электронной форме на сайте, то подтвердить достижение совершеннолетия можно нажатием на специальную кнопку.

Запрет на продажу игровых билетов лицам, не достигшим 18 лет, содержался и раньше в законе, регулирующем порядок обращения с лотерейными билетами (Закон № 138-ФЗ). Однако у продавцов лотереи не было правовых оснований для проверки возраста покупателя. Внесенными поправками данный пробел в законе устранен. Теперь при покупке лотерейного билета за любую стоимость у гражданина могут попросить документ, подтверждающий личность. Если цена билета превысит 15 тыс. рублей, сделать это нужно в обязательном порядке.

Распространители билетов должны не только удостовериться в личности покупателя, но и внести данные о его паспорте к себе в журнал. Получить выигрыш без паспорта тоже не получится.

Контроль за соблюдением участниками лотерейного процесса требований новых поправок возложили на налоговые органы. В ходе контрольных мероприятий налоговики начали фиксировать нарушения со стороны распространителей лотереи, но организации не были согласны с налагаемыми на них штрафами и искали защиты в суде. Однако суд трактует закон в пользу налоговых органов.

Так в июле 2018 года АС г. Москвы отказал ООО «Копейка-Москва» в признании незаконным постановления налоговой, на основании которого Общество было оштрафовано на 100 тыс. рублей. Штраф был назначен за нарушение федерального законодательства в сфере воспрепятствования отмывания прибыли и оказания финансовой помощи терроризму (Закон № 115-ФЗ).

Дело рассматривалось без вызова сторон в суд, в так называемом «упрощенном порядке». Никто из участников процесса не возражал против такого изучения дела. Судье были направлены документы по административному делу и пояснения каждой из сторон.

loterejnyj_bilet_1965_1969_1973_g.jpg

Суд проверил компетенцию налоговиков

Суд удостоверился, что работники налоговой инспекции имеют право на составление административного протокола. Для этого было изучено Положение о ФНС РФ. ИЗ текста документа следовало, что налоговики осуществляют контрольно-надзорные функции в части выполнения Закона № 115-ФЗ в отношении юридических лиц:

  • эксплуатирующих тотализаторы;
  • относящихся к игорным заведениям, принимающим ставки;
  • тех, кто связан с проведением игр, основанных на риске.

Налоговая проверяет, как эти компании осуществляют фиксацию, хранят и сообщают о проведенных денежных транзакциях, подпадающих под наблюдение, как производится и организуется такое наблюдение самостоятельно внутри организации.

Обстоятельства совершенного нарушения

Московская налоговая инспекция № 43 осуществляла контроль за соблюдением требований Закона № 115-ФЗ со стороны Общества. В частности, велась проверка на предмет соблюдения юридическим лицом правила о необходимости проверки личности гражданина в процессе заключения договора на участие в лотерее. В ходе проверки выяснилось, что гражданин приобрел лотерейный билет № 42286146F123, однако продавец не потребовал от него подтверждения личности посредством предъявления соответствующего документа.

После обнаружения нарушения налоговая составила протокол в отношении ООО «Копейка-Москва». Общество в ходе рассмотрения дела предоставило свои возражения касательно составленного акта о правонарушении, разрешительный документ на Калюкина И.Н., внутреннюю документацию о порядке проведения контроля за соблюдением Закона № 115-ФЗ внутри компании, а также договор на услуги по размещению билетов лотереи.

На основании заключенного договора Общество распространяло игровые билеты и выполняло иные действия совместимые с целью договора.

Нормативное обоснование привлечения к административной ответственности

Согласно подп. 1 п.1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в ходе выполнения денежных операций организации обязаны перед взаимодействием с покупателем опередить его личные данные или данные его представителя, за рядом исключений, обозначенных в законе.

В законе отсутствуют положения, указывающие на то, что данное правило не распространяется на юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с лотереей. Исключения, указанные в вышеуказанном пункте закона, не касаются лишь действий, направленных на получение выигрышных денег. Это связано с тем, что данные выплаты не связаны с оказанием услуг.

В ст. 7 данного закона указано, что определение личности гражданина, его представителя или получателя выгоды не осуществляется в тех случаях, когда от них осуществляется поступление денежных средств в сумме меньшей или равной 15 тыс. рублям. Это может быть и иностранная валюта, но при переводе ее в рубли, размер суммы также должен быть равен названному показателю. В исключительных случаях, когда сотрудники принимающей организации подозревают в действиях лица, передающего деньги, наличие признаков отмывания доходов, они могут проверить его личность.

Закон о лотереях № 138-ФЗ дает определение организатору лотерейной игры. В качестве такового выступает федеральный орган власти, который уполномочило Правительство РФ. Организатор принимает решение о проведении лотереи и проводит ее при участии оператора, с которым в обязательном порядке заключается контракт.

Под организацией лотерейной игры понимается перечень мероприятий, в который входит конкурсный отбор оператора, последующее заключение с ним договора и согласование условий игры.

Под проведением лотереи Закон № 138-ФЗ понимает услуги по выполнению определенных действий:

  • продажа билетов в электронной и бумажной формах;
  • фиксация количества квитанций от реализованных билетов;
  • подписание договоров с организациями, производящими билеты для лотереи, с производителями оборудования для проведения лотереи, с лицами, оказывающими услуги по распространению билетов и др.;
  • подписание договоров с желающими принять участие в игре, оформление и фиксация сделанных ставок;
  • проведение розыгрыша;
  • экспертный анализ предъявленных выигрышных билетов, квитанций к ним и билетов в электронном виде;
  • осуществление выплат по выигрышным билетам.

Оператором может выступать любое юридическое лицо, имеющее контракт с организатором.

Под обязательный контроль Закона № 115-ФЗ подпадают денежные операции, связанные с приемом денег от участников лотереи за право в ней участвовать, а также передача участникам выигрышных денег.

В статье 5 названого закона сказано, что к компаниям, выполняющим денежные операции, также относятся фирмы, организующие проведение лотерей. Следовательно, под надзор Закона № 115-ФЗ попадают организатор игры, ее оператор и распространитель билетов. Все они должны безусловно соблюдать предписания названного закона.

В подп. 4 п.1 ст. 6 Закона № 115-ФЗ отдельно отражено, что прием денежных средств в целях участия в игре и выплата их в виде выигрыша, подлежат обязательному контролю со стороны властных структур.

В специально принятом в данной сфере ведомственном акте Росфинмониторинга содержатся требования по обязательному определению личности физического лица, его представителя или получателя выгоды, за некоторыми исключениями (приказ от 17.02.2011 г. № 59).

Все вышеуказанное привело суд к выводу о том, что компании, распространяющие билеты лотереи, обязаны проводить проверку личности покупателя в любом случае, как при приеме денег за билеты, так и при выдаче выигрыша. При этом размер таких сумм не имеет значения.

В нарушение указанных норм права, Общество 26 января 2018 г. допустило продажу игрового билета гражданину без истребования документа, подтверждающего личность.

Указанное правонарушение влечет привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ юридических лиц или их работников.

Позиция высших судов в отношении указанной ситуации выражена в одном из определений ВС РФ, в тексте которого указано, что компании, занятые в проведении лотерей, относятся к компаниям, выполняющим денежные операции, следовательно, они обязаны выполнять положения п. 1 ст. 7 Закона № 115-ФЗ в части определения личности участника лотереи (определение ВС РФ от 23 марта 2018 г. № 305-АД18-1189).

Налоговая назначила ООО «Копейка-Москва» наказание в виде штрафа в размере 100 тыс. руб. Обстоятельства совершения правонарушения были подтверждены в суде.

Судья отметил, что штраф был определен с применением положений ст. 4.1 КоАП РФ, все процессуальные нормы административным органом соблюдены. Указанное свидетельствует о законности принятого налоговой акта, в связи с чем жалоба Общества необоснованна.

Таким образом, организации, занимающиеся распространением лотерейных билетов, обязаны соблюдать Закон № 115-ФЗ в части определения личности гражданина, обратившегося за приобретением лотереи, с последующей фиксацией данных о его паспорте. Невыполнение данной обязанности повлечет за собой административную ответственность. Штрафные санкции очень серьезные: работники организации могут быть оштрафованы на 30-50 тыс. рублей, а организации – на 50-100 тыс. рублей.

Последние отзывы
о компании "1Капиталь"
  • 5

    Екатерина / 13.04.2017

    Очень благодарна за сотрудничество с вашей оценочной компанией. Работу делают профессионально и в срок. Надеемся и на дальнейшее сотрудничество. Спасибо за работу

  • 5

    Сергеев А.В. / 30.03.2017

    Результатом выполненных компанией работ удовлетворен полностью. Быстро, качественно, без какихлибо сложностей. Буду рекомендовать другим

  • 5

    Ким Н.В. / 29.03.2017

    Очень быстро, вежливо, доходчиво. Приятно сотрудничать.