+7 (499) 638-30-33
Полковая, д.3, стр. 2
пн-птн с 9.00 до 18.00
+7 (812) 385-05-33 +7 (911) 920-45-58
ул. Заставская, д. 33Ж, оф. 308
пн-птн с 9.00 до 18.00
Заказать услугу

Досудебное урегулирование споров

Судебные разбирательства способны растягиваться на длительное время. Поэтому перед подачей искового заявления чаще всего проводится досудебное урегулирование споров. Иск же оформляется лишь при отсутствии результата. В ряде случаев применяют обязательный претензионный порядок урегулирования споров, предусмотренный соответствующими законодательными актами. Решение вопросов лучше предоставить специалисту с профильным опытом.

Когда возможно досудебное урегулирование

Обеим сторонам конфликта доступны два способа реагирования на сложившуюся ситуацию. Какой именно выбрать, решается в зависимости от готовности вести диалог. Если последний возможен, то допускается заключение дополнительных соглашений, новых договоров. Если нет, остается подать претензию, ожидать ответа (исполнения требований либо обоснованного отказа). Даже когда метод урегулирования был предусмотрен изначальным договором, выбор все равно есть. Первоначальная договоренность лишь оговаривает вариант, наиболее удобный для обеих сторон.

Претензионный порядок чаще всего применяется в случаях:

  • взыскание налогов, акцизов, страховых взносов;
  • обжалование решений налоговых, иных надзорных органов, включая отказ в регистрации, ликвидации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
  • расторжение или изменение контракта в одностороннем порядке;
  • прекращение действия договора аренды или найма;
  • выселение;
  • изменение (расторжение) соглашения об алиментах;
  • закрытие банковского счета;
  • заключение муниципального или государственного контракта;
  • выплаты по ОСАГО;
  • услуги грузоперевозок, почтовой доставки, пассажирских перевозок;
  • услуги связи;
  • услуги туроператоров.

Сюда же можно отнести споры по нарушению исключительных прав, поставкам государственным, муниципальным учреждениям, транспортным экспедициям. Претензии подаются непосредственно в компанию, нарушающую права или в вышестоящую инстанцию (надзорные органы). Этому часто предшествует направление письменных извещений (уведомлений, писем), призванных уведомить должностное лицо о наличии нарушения договорных обязательств, предложить разрешить вопрос без обращения в суд.

Без предварительной подачи претензии можно обращаться в суд по банкротству, установлению юридических фактов, корпоративным спорам, защите прав группы лиц, признанию и исполнению решений иностранных судов или арбитражей. Несмотря на очевидную простоту применения такого инструмента, как досудебная претензия, заниматься урегулированием стоит лишь при поддержке специалиста (или полностью передоверить ему эту процедуру).

Как проводится досудебное урегулирование

Привлечение юриста актуально не только при спорах между организациями. Та же процедура часто востребована при семейных разногласиях, в жилищных притязаниях, в спорах по наследованию прав на различное имущество, в разбирательствах со страховыми компаниями, недобросовестными заемщиками, работодателями. Подача претензий возможна и от физических лиц организациям или наоборот.

Процесс выглядит так:                               

  • на первичной консультации определяется предмет спора;
  • по предоставленным документам и сведениям проводится правовая оценка ситуации;
  • составляется стратегия защиты прав заказчика;
  • оформляется доверенность на представительство в переговорах;
  • выставляется претензия;
  • подготавливается мировое соглашение между сторонами конфликта.

Решить конфликт без подачи иска в суд – это признак высокой квалификации. Ведь одно дело, когда стороны подчиняются решению судебных органов, причем зачастую приходится обращаться к приставам. И совершенно иное, когда оба контрагента (физ. лица) добровольно заключают сделку о достижении договоренности, устраивающей обоих. При отказе одной из сторон от переговоров или исполнения ранее заключенного мирового соглашения придется подавать иск. При проведении досудебной работы это уже станет делом с заведомо известным результатом.

Преимущества подхода:

  • судебные тяжбы могут оказаться публичными и негативно сказать на репутации участников;
  • для подачи искового заявления понадобится тщательная подготовка доказательной базы;
  • придется отвлекать штатного юриста или нанимать специалиста на аутсорсинге.

Все это трата времени и денег. К тому же готовность вести переговоры даже в сложных ситуациях хорошо сказывается на репутации компаний. При игнорировании претензии отсутствие ответа на нее обычно положительно сказывается при рассмотрении искового заявления. Главное, соблюсти процедуру «от и до»: уведомить противоположную сторону о факте нарушения прав, при написании претензии четко изложить суть конфликта, установить время, форму компенсации.

Вам может быть интересно:
Подписаться на свежие материалы: