Объекты авторского и смежного права

Заказать услугу

Проблемные вопросы методологии оценки авторских прав

Было проведено подробное изучение российского законодательства, на основе которого получилось собрать подробную методологию оценки авторских прав (АП). Благодаря этому можно понять в каких случаях дело доходит до судового разбирательства и какие последствия оно может за собой повлечь.


Какие возможности дает АП и на что его можно получить

Когда человек создает работу в науке, литературе или другом виде искусства, ему даются авторские права на работу. Небольшая трактовка термина АП:

  • автор получает все денежные вознаграждения, которые присваиваются за достижения, удостоенные его работой;
  • АП определяет автором работы конкретного человека, который может распоряжаться ею как угодно;
  • создатель произведения имеет возможность выкладывать его под псевдонимом;
  • в произведение запрещено вносить любые изменения, даже если человек, который его написал, уже мертв;
  • процесс обнародования – это первая публикация работы в открытом доступе. Зачастую выведением произведения в массы занимается сам деятель культуры, но при желании он может передать это право третьему лицу.

При заключении коммерческого договора, связанного с эксплуатацией работы, автор имеет право разорвать его и запретить использование своего произведения. Но, в таком случае, он обязан возместить работодателю все принесенные убытки и оплатить компенсацию.

Во время присвоения АП не учитывается значимость работы. К сожалению, АП нельзя получить на:

  • идею, которая еще не реализована;
  • языки программирования;
  • государственные документы;
  • работы, которые используются в качестве символов страны;
  • народное творчество.

История проблемы и ее актуальность сейчас

Невозможно точно сказать, когда появились права на авторство. Их формирование началось еще в далекие времена, но создание соответствующей сводки законов начало происходить только в конце XX и начале XXI веков. В этот период интернет достиг максимальной доступности, что повлекло за собой массовые крупные правонарушения в этой сфере. 

Когда интернет только появился, все творческие люди ринулись туда завоевывать сердца поклонников, ведь теперь для этого не нужно колесить по миру, все можно сделать сидя на диване. Вот только не была учтена маленькая деталь: каждый мог использовать чужое произведение в своих интересах, в том числе и коммерческих. Начался массовый плагиат и кража чужой интеллектуальной собственности, на которую не могли повлиять даже главы государств. При чем речь идет не только о новых потенциальных звездах, которые только пытаются прославиться. Интеллектуальную собственность воровали даже у крупных проектов с огромным бюджетом (например, киностудий). Из-за этого начались серьезные проблемы в киноиндустрии, ведь работающие там люди больше не получают свой доход (в полном объеме), а дело и вовсе становится убыточным, ведь расходы на производство теперь могут даже не окупиться (несмотря на то, что фильм мог быть хитом).

Соответствующие законы были приняты, но проблема никуда не ушла. 

Пиратское скачивание достигает колоссальных масштабов до сих пор. Например, «Форсаж 7» неправомерно скачали более 46.7 млн раз!

Разумеется, проблема актуальна не только за рубежом. В Московский городской суд ежегодно поступает сотни жалоб, из которых принимают более 70%. Значительный прирост недовольных авторов начался в 2015, когда был принят закон № 364-ФЗ. С этого момента в судебных делах начали участвовать крупные издательства, социальные сети, телекоммуникационные компании и т. п. Пиратство ежегодно влечет за собой убытки размером в 1.7 трлн долларов.

Виды правонарушений

Оценка размера ущерба – всегда спорный процесс, наполненный массой несогласий от каждой из сторон. Ущерб размером свыше 50.000 рублей принято считать крупным, свыше 250.000 рублей – особо крупным. Во время судебного разбирательства считается именно размер ущерба, а не количество нарушенных прав.

Все правонарушения в этой области можно разделить на 2 типа: неправомерное использование материалов и их хранение, перевозка, распространение. В первом значение имеет исключительно стоимость нарушенных прав, а вот во втором случае учитывается еще и количество экземпляров. В первом случае ответственность возможна только при условии, что произведение еще не было опубликовано.

Раньше привлечь к ответственности было значительно проще, ведь одно дело посчитать количество физических копий (дисков), другое – узнать, сколько раз люди скачали работу на общедоступном сайте. Здесь может помочь счетчик скачиваний, но он есть далеко не на всех платформах.

Алгоритм оценки стоимости АП

Оценка стоимости происходит по следующему алгоритму: 

1.png

Оценщик самостоятельно определяет, где брать информацию и в каком объеме учитывать влияние конкретного фактора.

2.png 

Определение стоимости объекта затратным подходом

Если объект уникален, логично использовать затратный подход. Подобные методы оценки рекомендуется применять в случае недостатка информации о работе. Для того, чтобы воспользоваться им, нужно следовать алгоритму:

  1. Провести анализ, в ходе которого определить все возможные затраты. Если это проблематично, можно обратиться к проектам-аналогам. В затраты входит также зарплата рабочему персоналу, аренда техники, помещения и т. п.
  2. Если информация базируется на аналогах, внести корректировки.
  3. Определить потенциальную экономическую выгоду для владельца проекта.

Главная цель оценщика – понять, сколько денег потратил автор на создание своего произведения.

Формула расчета при использовании затратного подхода

Формула считается универсальной и подходит под очень много видов работ. Необходимо учесть не только те затраты, которые были совершены в момент создания произведения, но и те, которые произошли, например, в процессе доработки. 

3.png

Cпр. – деньги, которые были потрачены на создание произведение по словам автора; Cфакт. – фактические затраты; Di – доля фактических затрат в i-том году, %; Кi – коэффициент наращивания ставок банковского процента: а) для предыдущих периодов расчета. он равен: (1 + E)T-tp (где Е – ставка рефинансирования/100, а tp – начальный год разработки объекта правовой охраны); б) для будущих периодов расчета: 1/(1 + E)T-tp.

Метод восстановительной стоимости

Данный способ используется в случаях, когда нет никаких данных о первоначальных затратах. Для расчета используется формула: 

4.png

СЗ – восстановительная стоимость АП; КС – коэффициент функционального устаревания на год проведения оценки; Зi – затраты по годам; Кi – коэффициент наращивания ставок банковского процента; – коэффициент индексации (изменение Индексов потребительских цен по данным Росстата для каждого расчетного года).

При использовании данной формулы оценщик пытается определить, сколько денег пришлось бы потратить, если бы прямо сейчас кто-то попытался создать абсолютную копию объекта.

Метод исходных затрат

Этот способ можно использовать в тех случаях, когда предварительно уже известна сумма, потраченная на производство работы. Также здесь учитывается экономическое устаревание. Это сбор и анализ фактического влияния всех факторов, которые снижают цену продукта в настоящем времени. Условно их можно разделить на два основных вида:

  1. экономическое устаревание – изменение экономической ситуации в стране, влекущее за собой снижение стоимости объекта;
  2. функциональное устаревание – в связи с развитием науки или культуры, польза от работы становится меньше, а часть ее функций теряют актуальность.

После изучения износа во всех направлениях будет сделан вывод по поводу масштабов обесценивания работы.

Доходный подход

Этот способ полностью противоположен предыдущему: он базируется на вычислении потенциального дохода, который могла бы принести работа.

Формула для расчета выглядит так: 

5.png

где PV – цена за АП, установленная на данный момент; S1, S2, S3 – потенциальный доход создателя объекта, полученный благодаря наличию АП; r – ставка дисконтирования.

Способ имеет ряд особенностей:

  • трудно объективно оценить потенциальный доход;
  • практически невозможно определить срок актуальности объекта (никто не знает, какая ситуация на рынке будет завтра. Возможно, уже через 2 недели появится в разы более перспективный аналог, который не даст ни малейшего шанса удержаться на плаву, а возможно объект будет единственным в своем роде и его уникальность не пропадет даже спустя несколько десятков лет);
  • сложно определить ставку дисконтирования;
  • трудно спрогнозировать дальнейшее развитие проекта (будут ли этому способствовать, или все останется как сейчас и уже через несколько лет устареет);
  • невозможно спрогнозировать решения владельца АП (которые могут как вознести проект до небес, так и опустить его на самое дно).

Метод прямой капитализации

Данный способ подойдет для случаев, когда объект находится на рынке уже давно и имеет четкую историю. Благодаря ей можно посмотреть, как те или иные факторы сказывались на работе проекта, на сколько он вынослив к изменениям ситуации на рынке, в стране или в мире. Для расчета используется формула: 

6.png

где S – средняя годовая прибыль; g – темп изменения прибыли.

Метод расчета роялти

Роялти – это денежные выплаты автору за использование его творчества. Главный недостаток способа – желание человека скрыть дополнительную выручку. Для того, чтобы решить этот вопрос, принято обращаться к аналогичным проектам и смотреть на их положение. К сожалению, далеко не всегда получается определить точные суммы. Для того, чтобы попытаться это сделать, нужно воспользоваться формулой: 

7.png

Bt – доход в определенный год; R – ставка рояли; C – доход за каждый год; T – продолжительность «жизни» документа (в годах).

Все этапы расчета роялти приведены в таблице ниже: 

8.png

Разумеется, не всегда все складывается идеально. В некоторых случаях части табличных данных может попросту не быть. При таком раскладе событий принято использовать упрощенную формулу:

9.png

P ­­– рентабельность проекта по лицензии; d ­– часть дохода лицензиара.

Последний способ подходит исключительно для зарегистрированных авторов.

Правило 25%

Данное правило гласит, что размер поступающих правообладателю начислений составляет 25 процентов дополнительной прибыли покупателя, которая появляется в связи с использованием купленного проекта. К сожалению, покупатели не любят распространять информацию о своих доходах, что значительно усложняет процесс вычисления каких-либо конкретных цифр. В связи с этим правило редко применяется на практике.

Расчет по методу преимущества в прибыли и в расходах

Здесь нужно посчитать все доходы и расходы, после чего сложить числа и посмотреть на результат. Это поможет увидеть рентабельность проекта. В процессе оценки могут использоваться уникальные экспертные методы, которые не принято распространять.

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов

Методы оценки эффективности инвестиционных проектов можно разделить на 2 вида: основанные на расчете потенциальной прибыли и на сроке окупаемости. Важную роль занимают опционные методы, которые дают возможность принимать решения в максимально сжатый срок. Такая возможность есть благодаря предварительному подробному анализу экономической ситуации и написании четких прогнозов. Опционные методы значительно повышают точность оценки.

Сравнительный подход

Сравнительный подход базируется на получении данных методом сравнения продаж. В случае наличия похожих проектов, можно ориентироваться на следующие факторы: объем продаж, потенциальная продолжительность «жизни» проекта, срок лицензирования и т. п. Главная сложность – правильно подобрать аналог. Даже незначительное, на первый взгляд, отличие, может кардинально изменить картину. Для того, чтобы правильно сделать выбор, принято максимально подробно изучать представленные на рынке варианты, разбивать их по группам, сортируя по отличительным признакам.

Метод сделок

Проводится анализ совершенных сделок со стороны аналогичных проектов. Для использования метода нужны относительно подробные данные, которые не всегда разглашаются.

Есть и альтернативные методы, например: «цена отказа от конкуренции». Способ подразумевает под собой проведение оценки от каждой из сторон (покупателя и продавца). Рассмотрим каждого из них.

Продавец считает потенциальный доход, его изменения в связи с определенными факторами, ориентируется на влияние инвестиций. Цена продажи должна получиться выше.

Покупатель также совершает оценку, если получаются примерно те же данные – сделка будет считаться нецелесообразной, ведь единственное, что она принесет – транзакционные издержки. Смысл проводить переговоры есть только в том случае, если оценка покупателя выше, нежели у продавца.

Если углубиться в сделки, связанные с интернетом, то здесь принято оценивать ущерб. Принято считать, что одна скачанная пиратская копия вытесняет с рынка один проданный лицензированный экземпляр.

Для того, чтобы разобраться, можно провести расчеты на конкретном примере. Возьмем популярную книгу «50 оттенков серого». На момент выхода фильма было раскуплено около 200 000 печатных копий, в то время как с торрента книгу бесплатно скачали около 37 000 раз. Стоимость одного экземпляра составляла около 500 рублей. Умножаем количество нелегально-распространенных копий на стоимость лицензированной книги (37 000*500) и получаем 18 500 000 рублей убытка для российских правообладателей.

Когда оценщик проводит исследование, он полагается на таблицу, где начисляет баллы (от 1 до 4) на свое усмотрение. 

10.png

Оценка авторских прав – долгий и мучительный процесс, в ходе которого применяется множество тактик, схем и формул. Если речь идет об АП, которые возникают в интернете, все еще более запутанно. На данный момент это отдельная проблема, которая требует разработки более четких методологических указаний, планов и стандартов. 

литературные произведения;

   1.jpg

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

   2.png

хореографические произведения и пантомимы;

   3.jpg

музыкальные произведения с текстом или без текста;

   4.png

аудиовизуальные произведения;

   5.jpg

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

   6.jpg

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

   7.jpg

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

   8.jpg

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

   9.jpg

географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам;

   10.jpg

программы для ЭВМ

11.jpg


Стоимость услуг

Стоимость работ

Оценка объектов авторского и смежного правадог.

Что включено в стоимость

  • Выезд оценщика;
  • Все затраты компании, в том числе непредвиденные;
  • Печать 2 экземпляров Отчета об оценке

Необходимые документы

  • описание объекта права с указанием даты создания. автора, правообладателя;
  • сведения о понесенных затратах на создание, сопровождение произведения;
  • сведения о доходах от произведения;
  • документы, касающиеся наличия ограничений и обременений, связанных с объектом права;
  • лицензионное соглашение;
  • (при наличии) документы, касающиеся судебных споров и судебных решений, связанных с объектом оценки.
Вы нашли решение в нашей статье?
Вам может быть интересно:
Видео по теме:
Оставьте заявку онлайн
Принимаем заявки круглосуточно