Основы финансовой грамотности: прибыль, оборотный капитал, инвестиции

Быть уверенным в том, что успешный бизнесмен — это человек, который лежит на пляже и попивает коктейль, не зная никаких забот, — совершенно неправильно. Такое может быть в фильмах, но не в реальности. Классический российский предприниматель изо дня в день занимается типовыми вопросами:

  • Управляет финансами компании;
  • Ищет пути расширения рынка сбыта;
  • Договаривается с инвесторами, клиентами;
  • Находит компромисс с партнерами, банками.

Контроль со стороны проверяющих органов — тоже головная боль бизнесмена. Таким образом, предприниматель ежедневно занят решением проблем, чтобы компания могла расти и развиваться. Во многом успех зависит от правильной финансовой модели, подбора грамотных кадров. Однако предпринимателю необходимо постоянно держать управление компанией на контроле. Просрочка платежа клиентом, резкое изменение курса валют, отсутствие оборотных средств и прибыли — основные опасные моменты в любом бизнесе, которые могут привести не только к краху, но и большим долгам.

4 правила бизнеса

Существует 4 основных критерия, на которые должен обращать внимание любой открывающий свое дело. И это независимо от того, есть у вас инвестор ли нет, являетесь вы стартапером или хотите продвигать продукт по франшизе. В любом случае предприниматель должен ставить во главу угла 4 основных ориентира:

  1. Прибыль. Каждый бизнес нацелен на зарабатывание денег. Для этого необходимо разработать индивидуальную финансовую модель. Может оказаться, что себестоимость товара получилась выше, чем планировалось. Или продажи оказались ниже, предлагаемый товар не нашел своего потребителя. В таких случаях необходимо вовремя пересмотреть выбранную бизнес-модель, подкорректировать или вовсе от нее отказаться. Можно для уверенности взять в качестве основы проекты уже состоявшихся предпринимателей, учиться у других. Прежде чем начинать, можно самому поработать продавцом, рабочим, логистом и т.д., чтобы проникнуться атмосферой конкретного дела.
  2. Кассовый разрыв. Нередки случаи, когда на конец отчетного периода у компании нет выручки. Вроде и продажи шли, и по документам все отлично, но по факту денег нет даже на зарплату сотрудникам. Такое случается, когда по объективным причинам клиент не расплатился за товар или услугу. Поэтому необходимо выбирать надежных покупателей, поставщиков, партнеров. Нужно проверять, не находится ли контрагент в стадии банкротства, нет ли у него проблем с госорганами. Такая ситуация достаточно распространена в российском бизнесе и говорит о масштабных проблемах внутри компании. Каждый клиент, купивший товар или воспользовавшийся услугой, должен быть на контроле.
  3. Оборотные средства. Если компания приобретает товар на все свои деньги, но реализует с просрочкой, она рискует остаться без оборотных средств. Например, вчера купили товар на 100 рублей и заплатили деньги из своего кармана. Сегодня продали оптовым покупателям с рассрочкой. Деньги за продажу этого товара пришли только через 3 месяца. Выходит, что одна сделка совершена, но как совершить следующую, если в течение этих 3 месяцев у компании больше нет средств? Если продажа с рассрочкой — формат работы вашей компании, его нужно срочно поменять либо найти оборотные средства. Другая ситуация: российский бизнес сильно зависит от курса доллара. Периодически американская валюта стремительно растет в цене. Например, вчера доллар стоил 30 рублей, сегодня — 60 рублей. Компании по сбыту бытовой техники в таких ситуациях вынуждены закупать за рубежом задорого и продавать с небольшой наценкой, т.к. покупательская способность не выросла. То есть если предприниматель продал на 100 долларов, на эти деньги он сможет купить гораздо меньше товара, чем было раньше.
  4. Масштабирование. В условиях российских реалий предпринимателю необходимо быстро продать товар и пустить деньги в оборот. Основная задача бизнеса — вовремя произвести масштабирование, т.е. привлечь деньги инвесторов. Не всегда получается развиваться за счет собственных средств. К примеру, нужно закупить дорогостоящее оборудование на 200 млн. рублей. Не каждая компания имеет такие свободные средства для масштабных инвестиций. При этом очень важно понимать все риски, которые накладывают на бизнес инвесторы.

Можно спокойно развивать бизнес, получая небольшие средства, и с компанией ничего не случится. Но если мы привлекаем инвестора, очень важно грамотно составлять всю финансовую модель на случай внештатных ситуаций. Необходимо заранее продумать, из каких источников компания рассчитается с инвестором, если не будет прибыли. В противном случае все активы предпринимателя могут уйти на погашение долгов. Важно вкладывать средства в проекты, надежность которых доказана расчетами, обоснована юридически и финансово.





24.06.2019

Вы нашли решение в нашей статье?

Архив новостей