Патент за $6 трлн.? Методы оценки интеллектуальной собственности

Ситуация: обладатели некоего патента оценивают его в $5-7 трлн. Насколько эта цифра правдоподобна?

В качестве примера можно привести капитализацию компании Apple, имеющую тысячи патентов, общей стоимостью больше $1 трлн, а ВВП России по итогам 2019 года составил около $2 трлн. На этом фоне сложно понять, почему нематериальные активы (НМА) оценены настолько дорого. Каким же образом рассчитывается их рыночная стоимость? 

В соответствии с НК РФ к НМА относят приобретенные/созданные результаты интеллектуальной деятельности, предназначенные для производства продукции либо для управленческих нужд со сроком использования свыше года. К нематериальным активам относятся также и патенты. 

При оценке НМА используются три подхода: сравнительный, доходный и затратный. Сравнительный является преимущественным. Он основан на определении и поиске продававшихся на рынке сопоставимых объектов и определении стоимости нематериального актива. Считается, что рынок сам расставляет спрос и предложения, поэтому может максимально корректно произвести оценку актива.

Доходный подход базируется на определении стоимости исходя из ожидаемой величины дохода от использования НМА. Он считается более надежным, поскольку любая компания тратит меньше денег в надеже заработать за счет этого НМА.

Затратный подход основан на всех понесенных собственником затрат при создании объекта. 

Согласно российскому ПБУ, НМА ставятся на баланс по фактической цене, т.е., по сути, используется затратный подход – калькулируются все затраты: на персонал, аренду помещений, услуги сторонних подрядчиков и итоговая цифра ставится на баланс.

Если речь идет о международных стандартах отчетности, то при оценке используются три подхода. Какой из них применять в конкретном случае, определяет оценщик или сам рынок. 

При оценке НМА не стоит отделять его от активов всей организации, т.к. он является частью бизнеса и важно понимать, что при оценке НМА присутствует соотношение «риск – доходность». Так, при производстве нового медпрепарата вероятность потери вложений стремится к 100%, а при инвестировании в НМА, например, в недвижимость, даже если бизнес «не пошел», вернуть стоимость активов возможно.

Доходный подход

Он используется в оценке чаще всего. Чтобы определить стоимость НМА в рамках этого подхода, необходим один из двух факторов:

  • либо с помощью данного нематериального актива можно продать продукт дороже
  • либо НМА позволяет сэкономить на издержках при производстве товара и таким образом в рамках доходного подхода стоимость формируется из будущих дисконтированных денежных поступлений.

Метод добавленных денежных потоков

В этом случае необходимо понять, какой денежный поток генерирует сам НМА, а затем привести его к текущей стоимости. Недостаток метода состоит в том, что он не всегда позволяет корректно выделить денежный поток от НМА. 

Метод избыточной доходности

В рамках этого метода сначала формируется денежный поток, который генерирует весь бизнес. Затем требуется понять, какой денежный поток может создавать этот бизнес без использования данного НМА и, исходя из разницы в денежных потоках, сформировать тот, который приходится на нематериальный актив и понять стоимость объекта. 

Метод экономии платежей по роялти

Смысл этого метода лучше раскрыть на примере. Так, компания использует товарный знак, взятый по лицензионному договору. Тогда из выручки необходимо выплачивать роялти и чистая прибыль компании снизится на его величину. Откуда берется ставка роялти? Если речь идет о массовых рынках, то это франшиза. Узнав, какие на текущий момент есть франшизы, можно понять и среднерыночные ставки роялти. Второй вариант – уникальные рынки. Здесь потребуется изучать информацию специфических справочников. 

Метод преимущество в прибылях

Его суть заключается в следующем: необходимо найти на рынке максимально близкие к продукту объекты-аналоги. Предполагается, что с помощью НМА товар продается дороже, чем в среднем по рынку. Эта разница и является преимуществом компании. 

Затратный подход

Часто используемый подход, с помощью которого калькулируются затраты для создания аналогичного НМА. В рамках его применяются следующие методы.

Метод определения начальных затрат

Он базируется на определении стоимости создания оцениваемого продукта. На основании документального подтверждения затрат, «ушедших» на разработку продукта, проводится расчет на текущую дату. Для этого индексируются старые расходы, при необходимости из них вычитается функциональное устаревание продукта.

Метод стоимости замещения

С его помощью рассчитывается стоимость продукта на текущий момент, когда, например, информация о затратах не сохранилась. В такой ситуации оценивается трудоемкость проекта и из полученных данных калькулируется и формируется итоговая стоимость НМА. 

Сравнительный подход

Он надежен и достоверен только в теории, а в оценке НМА используется очень редко. 


Новое видео уже доступно на нашем YouTube канале:



Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 191
29.01.2020

Архив Блога