Стандартный бизнес-план содержит следующие разделы.
-
1. Титульный лист и резюме. Резюме представляет собой краткое изложение основных положений всего документа и предназначено для того, чтобы заинтересовать инвестора. Здесь сжато рассказывается об основной идее и путях ее реализации, сопутствующих затратах и рисках, предполагаемых результатах. Если речь идет о расширении бизнеса, то приводится и информация о предприятии и его возможностях, товарах (услугах) и рынках сбыта, перспективах развития. Резюме призвано привлечь внимание инвестора и заняться изучением.
-
2. Описание предприятия. Раздел приводится, если речь идет о развитии уже существующей организации. Здесь размещается следующая информация о:
- - основной деятельности и ее видах;
- - уровне развития организации;
- - стоящих перед фирмой задачах;
- - динамике показателей предприятия за год;
- - показателях организации за год;
- - финансовых обязательствах (кредиты, займы и пр.);
- - преимуществах предприятия перед конкурентами.
-
3. Характеристика продукции или услуг. В этом разделе необходимо привести информацию о предлагаемой продукции, ее характеристиках и сравнение с аналогами. Возможные пункты раздела:
- - описание изделия, его назначение и технические характеристики;
- - расчет стоимости выпуска продукции;
- - уровень готовности продукта (идея, проект, прототип);
- - требования к продукту (нормативы, контроль качества, обслуживание и пр.);
- - возможности дальнейшего развития или улучшения продукции;
- - преимущества перед аналогами (если это не уникальный продукт);
- - возможности сбыта.
-
4. Анализ рынка сбыта и конкурентов. Необходимо рассмотреть тенденции развития выбранной отрасли и перспективы ее инвестирования и определиться с оптимальным объемом производства, который можно будет сбыть (с учетом конкурентов). Изучение отрасли предполагает предоставление информации о:
- - определение экономического сектора отрасли (наука, производство, услуги) и ее основной продукции;
- - локализация рынка (международный, национальный, региональный);
- - определение клиентов и их характеристики.
Анализ конкурентов проводится по объемам продукции, доле на рынке, производственных возможностях и ценовой политике.
-
5. Маркетинговый план. Основная задача – описание возможностей влияния на рынок с целью сбыта товара (общая стратегия, реклама, стимулирование спроса и пр.).
-
6. Производственный план и график его исполнения. Описание условий производства, куда входят: необходимое количество сырья и его источники, технологии производства, используемое оборудование, персонал и требования к нему, программы обучения, трудовые условия. График отображает временные затраты на каждый этап производства.
-
7. Организационный план. В разделе приводится общая структура предприятия и взаимодействие отделов. Здесь же приводится информация о принципах подбора персонала и размерах фонда заработной платы.
-
8. Финансовый план. Один из наиболее важных разделов бизнес-плана, так как на основе приведенной здесь информации определяется жизнеспособность и окупаемость проекта. Главные показатели, которые приводятся в разделе:
- - расчет эффективности проекта (чистая прибыль, рентабельность, время окупаемости);
- - предполагаемые объемы сбыта;
- - расходы и доходы;
- - финансовый и организационный бюджеты;
- - оценка рисков.
-
9. Риски. В разделе выявляются возможные факторы риска (слабости производства, реакция конкурентов, задержки платежей, инфляция и т.п.) и способы их снижения.
-
10. Приложения. К бизнес-плану обязательно прикладываются учредительные и другие виды документов, на основе которых проект был составлен (патенты, лицензионные договоры, сертификаты, фото продукции, данные исследований, контракты и т.д.). Чем полнее будет представлена «база» бизнес-плана, тем выше вероятность получения инвестиций.