Проведение выездной налоговой проверки

Проведение выездной налоговой проверки

В большинстве случаев выездная налоговая проверка становится неприятным сюрпризом для организаций и предпринимателей. Проверяющие органы тщательно рассматривают учетную политику компаний, анализируют полноту налоговых начислений и их своевременность уплаты. 

По полученным результатам ФНС предоставляет акт налоговой проверки, в котором могут быть отражены налоговые доначисления, штрафы, пени, предоставлены рекомендации для устранения текущих ошибок.

Что такое выездная налоговая проверка

Основная цель работы коммерческих структур – получение прибыли. При этом, пополнение государственного бюджета в виде уплаты налогов и прочих платежей по итогам деятельности – обязанность компаний и предпринимателей. Уклонение от действующих правил, включая сокрытие прибыли, занижение налогооблагаемой базы, применение необоснованных расходов чревато административной, а в некоторых случаях и уголовной ответственностью.

В целях контроля за полнотой уплаты налогов, ФНС в отношении плательщиков периодически проводит проверки. Анализ деятельности компаний может осуществляться в рамках камеральной или выездной налоговых проверок. Камеральная совершается на основании предоставленных хозяйственным субъектом данных, например, при предоставлении налоговой декларации. При выявлении несоответствий или возникновении иных вопросов инспекторы вправе запросить дополнительные пояснения.

Выездная налоговая проверка, в отличие от камеральной, охватывает все направления учета организации или предпринимателя. 

Анализируется полнота и своевременность уплаты бюджетных платежей хозяйственного субъекта, которые он обязан начислять в соответствии с действующим законодательством.

С точки зрения налоговой инспекции, выездная проверка – достаточно трудоемкое мероприятие. Проконтролировать работу всех действующих коммерческих структур практически невозможно. Посещение организаций и ИП осуществляется выборочно на основании заранее составленного плана проверок или при обнаружении мотивирующих факторов. При формировании плана анализируется финансовое состояние объектов проверки, принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  • низкий уровень начисленных налогов по отношению к денежным оборотам плательщика;
  • наличие убытков на протяжении нескольких лет;
  • превышение расходов над доходами;
  • незначительный уровень рентабельности;
  • величина средней заработной платы не соответствует среднеотраслевому уровню;
  • неправомерное использование налоговых вычетов.

Узнать заранее о предстоящем визите налоговых инспекторов невозможно. План проверок является закрытым. Однако некоторые факторы могут косвенно указывать, что организация или ИП попали под пристальное внимание налоговых органов. Проверка возможна при наличии следующих событий:

  1. ФНС запросила у банков расширенную выписку о поступлениях и расходах за последние несколько лет.
  2. Проводится встречная проверка одного или нескольких контрагентов. У покупателей или поставщиков запрашиваются данные о взаимоотношениях с проверяемой фирмой.

Все указанные признаки следует рассматривать лишь как косвенные, наличие которых не позволяет утверждать с абсолютной уверенностью о предстоящих визитах налоговиков. При этом, уровень риска значительно увеличивается. Поэтому руководству не будет лишним предпринять дополнительные меры для успешного прохождения проверки, среди которых проверка первичных документов, анализ обоснованности расходов и прочие.

Сроки проведения

Выездная налоговая проверка, как правило, проводится на территории проверяемого субъекта. При невозможности предоставить помещение запланированные мероприятия осуществляются по месту нахождения налогового органа.

Обычный срок проведения проверки не может превышать 2- месяцев с момента вынесения решения. Но в некоторых случаях этот период может быть продлен от 4-х до 6 месяцев, в том числе:

  • при обнаружении инспекцией дополнительных факторов нарушения налогового законодательства;
  • непредоставление всех требуемых документов в установленные сроки;
  • наличие непредвиденных обстоятельств, в том числе наступление чрезвычайных происшествий.

В ходе проведения мероприятий допускается приостановка проверки до 6 месяцев. При этом причины для подобных действий должны быть обоснованы, например:

  • требуется получение информации от иностранных госорганов в рамках международных отношений;
  • возникает необходимость проведения экспертизы;
  • полученные от проверяемого субъекта документы необходимо перевести на русский язык.

Датой окончания выездной проверки считается составление инспекторами ФНС соответствующей справки. На основании проведенных работ налогоплательщику предоставляется соответствующее итоговое заключение – акт о проведении выездной налоговой проверки.  

Процедура проведения

02.jpg

Выездная проверка начинается со дня вынесения решения. Согласно действующему законодательству, инспекция не обязана предупреждать налогоплательщика заранее о планируемых действиях. Уведомление о проверке вручается любым удобным способом – лично, по телефону, через ТКС или направляется почтой.

После получения уведомления налогоплательщику предоставляется 10 дней для сбора документации на проверку и передачи инспекторам ФНС. Если объем собираемых документов достаточно значителен, допускается подать ходатайство о продлении сроков. В течение 2-х дней налоговая должна вынести решение по этому поводу. Однако в таких ситуациях инспекторы поступают по собственному усмотрению. В просьбе может быть и отказано.

Объектом выездной налоговой проверки становится правильность начисления налогов, страховых взносов. Прочие дела организации или предпринимателя, не связанные с налогообложением, инспекторов ФНС не должны интересовать, за исключением следующих ситуаций:

  • проверяемый субъект работает в сфере региональных инвестиционных проектов;
  • налогоплательщик использует специальный режим налогообложения, право на применение которого потребуется доказать.

Проведение выездной налоговой проверки сопровождается рядом ограничений, среди которых:

  • глубина проверки не может превышать 3-х предыдущих отчетных периодов;
  • проверка проводится не чаще 2-х раз в год, повторная проверка одних и тех же документов не допускается;
  • мероприятия проводятся по адресу фактического местонахождения плательщика или на территории налоговой инспекции.

Действия инспекторов в рамках выездной проверки допускают проведение следующих процедур:

  1. Осмотр помещений налогоплательщика вне зависимости от места их нахождения. Речь идет о складских, офисных, торговых и прочих площадях.
  2. Запрос документации, необходимой для проверки деятельности проверяемого лица. Первоначальный пакет документов для получения информации инспекторы запрашивают вначале проверки. Далее дополнительные требования о предоставлении пояснений поступают по мере необходимости.
  3. Инвентаризация активов компании. Проводится обследование имеющихся у субъекта и используемых в предпринимательской деятельности материальных ценностей.
  4. Опросы свидетелей. В качестве вызываемых могут привлекаться наемные работники проверяемого лица. Также инспекторы вправе обратиться за получением нужной информации к прочим свидетелям.
  5. Проведение экспертизы и получение экспертного заключения. Сторонние специалисты могут привлекаться к оценке текущей ситуации дополнительно на договорной основе.
  6. Привлечение переводчика. При необходимости налоговики вправе воспользоваться услугами переводчиков для получения полной картины о состоянии финансовых дел проверяемого лица.
  7. Выемка документов. Изъятые документы служат доказательством об обнаруженном налоговом правонарушении.

В рамках проведения выездной налоговой проверки инспекторы стремятся полную информацию в следующих вопросах:

  • соблюдение норм законодательства при регистрации проверяемого лица;
  • проверяются документы учета в целях сверки реальной налогооблагаемой базы с заявленной;
  • анализируется полнота и своевременность уплаты налогов и взносов;
  • фиксируются выявленные в ходе проверки ошибки, неточности и искажения, влияющие на правильность исчисления налогов.

Помимо выявления обычных арифметических ошибок в расчетах, налоговые инспекторы уделяют внимание соответствию заполнения документов с требованиями законодательства. Отсутствие каких-либо обязательных реквизитов может стать основанием для признания имеющейся информации как неподтвержденной, что может негативно отразиться на налогооблагаемой базе.

Формирование акта по итогам выездной налоговой проверки

Акт выездной налоговой проверки является итоговым документом, составленным на основании проведенных инспекторами ФНС мероприятий. В нем отражаются результаты проверки, в числе которых выделяются выявленные налоговые нарушения. Учитывая, что в подавляющем большинстве случаев какие-либо ошибки в учете обнаруживаются, в акте прописываются суммы доначислений и штрафов.

Сразу после завершения проверки инспекторы выдают проверяемому лицу справку о завершении работы. Итоговый акт предоставляется налогоплательщику не позднее 2-х месяцев с момента окончания мероприятий.

После формирования акт о проведении выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку. При уклонении от получения документ отправляется по почте. Вносить изменения в акт после его вручения в одностороннем порядке не допускается. Однако по согласованию с проверяемым лицом могут быть внесены технические корректировки.

Содержание акта

Акт выездной налоговой проверки содержит описание проверяемых объектов, выявленные нарушения и выводы. 

Условно документ разделяется на 3 части: вводную, основную и итоговую. В водной части приводится следующая информация:

  • дата и номер акта;
  • реквизиты проверяемого субъекта;
  • данные решения о проверке;
  • проверяемые периоды;
  • налоги и взносы, в отношении которых производилась проверка;
  • даты начала и окончания проверки;
  • проводимые мероприятия.

В основной части акта описываются налоговые правонарушения, совершенные плательщиком. При этом инспекторы руководствуются положениями НК РФ и прочих нормативных актов. Приводится подробная информация о каждом выявленном случае, включая вид налога, период возникновения недоимки, причины появления, рассчитанные к доначислению суммы. Если правонарушения отсутствуют, то и об этом делается соответствующая пометка в акте.

Заключительная часть акта содержит сведения об итоговых заключениях инспекторов по результатам проверки. Обычно в этих абзацах прописывается формулировка налогового нарушения, рассчитывается сумма недоимки, штрафов, пеней. Также указываются сроки уплаты образовавшейся задолженности.

Формирование акта сопровождается информацией о налоговых инспекторах, ответственных за проведение проверки. Также в документе должна присутствовать подпись доверенного лица от проверяемого субъекта. В качестве доказательств о сделанных инспекторами выводах к акту могут прилагаться дополнительные материалы, включая копии допроса свидетелей, экспертные заключения, ответы от контрагентов на поступившие запросы.

После получения акта проверки налогоплательщики могут предоставить свои возражения в случае несогласия с итоговыми выводами. Допускается приводить дополнительные факты, излагать собственные заключения на основании проведенной работы.

Срок подачи возражений строго регламентируется. Выразить несогласие с итоговыми выводами рекомендуется не позднее месяца с момента получения документа. Если речь идет о дополнениях к акту, то в течение 15 дней.

Шаблон акта по итогам выездной налоговой проверки

Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 52
15.09.2020
Вы нашли решение в нашей статье?
Оставьте заявку онлайн
Принимаем заявки круглосуточно

Возврат к списку