-
Дата публикации: 21.01.2020
-
Количество показов: 17072
-
Время чтения: 9 мин.
Административное наказание за обучение не по адресу, указанному в лицензии
Заявка на услугу "Административное наказание за обучение не по адресу, указанному в лицензии"
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%
Многие образовательные организации, особенно если это организации, связанные с дополнительным образованием детей или взрослых, ведут свои занятия по нескольким адресам, сведения о которых вносятся в лицензию.
На практике возможно наступление многочисленных последствий, в результате которых по указанному в лицензии адресу становится невозможным продолжать обучение и срочно требуется переезд на новое место. Или случается так, что открывается возможность проводить занятия по месту нахождения обучаемых и приступить к процессу необходимо уже завтра.
Но закон не допускает поспешности при организации образовательной деятельности. Прежде чем приступить к обучению на новом месте, заранее необходимо подготовить документы для переоформления лицензии. Только после получения на руки нового документа можно начинать занятия по обновленному адресу.
На деле же получается так, что в силу незнания или невозможности своевременно предпринять предусмотренные Законом действия, обучающая организация приступает к образовательному процессу без переоформления необходимых приложений. Если данное нарушение зафиксирует инспектор, от ответственности уйти не получится.
В качестве примера можно рассмотреть одно из судебных дел, решение по которому принято Кировским районным судом 12 октября 2018 года.
Основания привлечения образовательной организации к ответственности
В районный суд поступил административный материал в отношении бюджетного учреждения ОДО «Омская станция юных натуралистов».
Учреждение в сентябре 2015 года оформило бессрочную лицензию, чтобы иметь возможность обучать детей и взрослых по дополнительным образовательным программам. В приложении к ней имелся перечень из шести адресов, по которым такая деятельность велась.
В сентябре 2018 года при проверке Общества было обнаружено следующее:
- организация обучает детей в здании, адрес которого не указан в лицензии на ведение образовательной деятельности;
- у юридического лица не было документов, подтверждающих законность нахождения ее педагогов в помещениях, где велись занятия;
- кабинеты по указанному адресу не прошли проверку на соответствие требованиям пожарной безопасности.
Инспектор квалифицировал данные нарушения по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Согласно данному пункту, ответственность налагается на некоммерческие организации, которые ведут свою деятельность при отсутствии разрешения, если законом на них возлагается обязанность по его получению.
Представитель Общества пояснил, что по месту проведения занятий находится школа-интернат. В данной школе обучаются дети с ограниченными возможностями, и они нуждались в проведении с ними занятий. Общество признало свою вину и пояснило, что занятия приостановлены до получения необходимой лицензии.
Дело передано на рассмотрение районному суду.
Какие требования необходимо соблюсти для того, чтобы образовательный процесс считался законным
Законом № 273-ФЗ (об образовании в РФ) предусматривается, что организация может обучать людей только при наличии специальной лицензии (ч. 1 ст. 91).
Лицензия — это документ строго образца, его форма устанавливается нормативным правовым актом. К лицензии, как правило, оформляются приложения, которые становятся единым целым с ней. В приложениях подлежит отражению определенная законом информация:
- о применяемых обучающей организацией разновидностях образования;
- об уровнях образовательного процесса, а если речь идет об обучении профессиональным навыкам, то отражаются сведения о конкретных специальностях, а также по каким направлениям идет обучение и какую квалификацию получит обучаемый;
- о местах нахождения объектов, на которых ведется обучение. Данное правило не касается профессионального обучения.
Если у организации имеются филиалы, на каждый из них формируется отдельное приложение с указанием его наименования и адреса.
Закон определяет, что образовательная организация представляет собой некоммерческую структуру, предоставляющую услуги по обучению. Такие услуги должны являться для компании приоритетными и предоставляться только после оформления разрешения (п. 40 ч. 1 ст.12 Закона о лицензировании № 99-ЗФ).
В ст. 3 Закона № 99-ФЗ раскрывается, что понимается под местом оказания услуг или конкретного вида деятельности. В качестве такового может выступать отдельное здание или помещения внутри него, а также другие подходящие объекты. Указанные площади должны использоваться для обучения и находиться у получателя лицензии на законных основаниях (например, быть на праве собственности или в аренде и т.п.). У таких объектов обязательно должен быть почтовый адрес либо иные сведения, дающие возможность каким-либо образом обособить их от других. Если компания обучает в том же месте, где она зарегистрирована, то адреса могут совпадать. Законом такие ситуации допускаются.
Правила переоформления лицензии стали поводом для переквалификации нарушения
Порядок изменения данных в лицензии указан в ст. 18 Закона № 99-ФЗ. Если у организации вдруг изменился адрес места обучения, то в лицензию в обязательном порядке вносятся новые данные.
При этом указано, что до внесения новых сведений в лицензию организация вправе продолжать обучение по адресам, уже имеющимся в приложении к ней.
Таким образом, если лицензиат планирует вести образовательную деятельность в другом месте, он не имеет права заниматься этим, пока в лицензию не будут внесены сведения о новом адресе.
Если лицензия не переоформлена, а юрлицо приступило к обучению по новому месту работы, то такие действия будут расцениваться как нарушение законодательства о лицензировании.
Из смысла статьи 91 Закона № 273-ФЗ также следует, что осуществлять лицензируемую деятельность можно только по адресам, указанным в приложении к лицензии.
Так как Учреждение обучало детей не по указанному в приложении к лицензии адресу, тем самым им допущено нарушение условий, содержащихся в разрешительном документе.
Указанное подпадает под состав правонарушения, предусмотренного второй частью статьи 19.20 КоАП РФ. Поэтому судья переквалифицировал действия Учреждения на другую часть этой же статьи. Такая возможность у него имелась в силу позиции, закрепленной в п. 20 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 г. № 5, так как в результате новой квалификации положение Учреждения не ухудшилось.
Также в протоколе было указано на отсутствие у Учреждения документов, на основании которых оно могло вести обучение в школе-интернате. Отсутствовали и документы, свидетельствующие об соответствии кабинетов, в которых проходили занятия, требованиям пожарной безопасности.
Необходимость в получении этих документов обусловлена действующими нормативными правовыми актами в области лицензирования. А отсутствие требуемой документации указывает на грубое нарушение лицензионных условий.
Так, в постановлении Правительства РФ № 966, которым устанавливаются правила выдачи разрешений на ведение деятельности в сфере образования, указано, что у лицензиата в обязательном порядке должны быть документы, указывающие на принадлежность используемых им для обучения объектов. Кроме того, данные объекты должны отвечать требованиям безопасности.
Учитывая изложенное, допущенное Учреждением нарушение подпадает под действие третьего пункта ст. 19.20 КоАП РФ, а именно оказание услуг с грубейшим нарушением условий разрешительной документации. Штраф за данный проступок для организаций составляет от 150 тыс. до 250 тыс. рублей, либо приостановление работы до 90 суток.
Но переквалификация правонарушения на третью часть указанной статьи повлекла бы для Учреждения ухудшение его положения, что не допускается Верховным судом РФ согласно его позиции, выраженной в постановлении Пленума № 5.
Поэтому судья не принял во внимание нарушения, касающиеся отсутствия документов в отношении объектов, где велось обучение, а также документов о безопасности данных помещений.
Как следует из ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, организация считается виновной в совершенном проступке, когда у нее были все возможности для исполнения норм закона, но, несмотря на это, они были нарушены.
Вменяемое Учреждению нарушение после переквалификации влекло ответственность в виде предупреждения или штрафа от 100 тыс. до 150 тыс. рублей. Учреждение признало свою вину, что служило смягчающим обстоятельством.
Судья учел опасность проступка Учреждения, а также то, что оно было совершено впервые, принял во внимание признание им своей вины и посчитал возможным применить наказание в виде предупреждения.
Таким образом, чтобы образовательный процесс не прервался неожиданно для обучающих и обучаемых, необходимо:
- заранее позаботиться о правильном оформлении всех разрешительных документов;
- приступать к занятиям по новому адресу только после переоформления приложений к лицензии;
- заблаговременно оформить документацию в области пожарной безопасности и на право пользования помещениями.
Что касается квалификации указанного в примере проступка, когда обучающие занятия проводятся при наличии лицензии, но не в соответствии с прилагаемыми к ней условиями, то неправильно вести речь об отсутствии разрешительного документа. В такой ситуации проступок выражается в несоблюдении лицензионных требований, и организация должна быть наказана по части 3 ст. 19.20 КоАП РФ.
Вопрос-ответ
Ваши действия в отношении ВУЗа должны быть следующие. На имя руководителя ВУЗа направляется письмо с указанием нарушений, можете указать в письме закон и статью, которую мы указали. Также Закон «Об образовании» ст.91 будет в помощь. В ней прописано, что при смене адреса переоформлять учебному учреждению лицензию не надо, если это только является дополнительным образованием, а не основным. Если руководство ВУЗа никак не прореагирует на Ваше письмо, то Вы имеете полное право обратиться в лицензионный орган с заявлением о нарушении.
Положение о лицензировании образовательной деятельности от 28.10.2013 г № 966 в статье 4 с приводятся требования, которые должны быть соблюдены для получения соискателем лицензии для осуществления образовательной деятельности. То есть, помимо того, что у юридического лица должен быть адрес, у него в обязательном порядке должен быть объект недвижимость (в собственности или аренде), которое соответствует определенным нормам (нормы гигиены, безопасности, технической оснащенности). Поэтому, выбирая место для образовательного учреждения нужно, в первую очередь, определиться с объектом, адресом, а потом уже подавать документы на лицензирование деятельности.
То есть, пока не будут переоформлены оба документа, школа не получит бланки аттестатов для своих выпускников. Если при переоформлении лицензии, еще допускается вести образовательную деятельность, то вот с аккредитацией все по-другому, образовательную деятельность школы прекращают. Надо отметить, что такие ситуации бывают крайне редко. Министерство Образования в каждом городе, ежегодно держит на контроле вопрос лицензирования и аккредитации школ. Если срок первого или второго документа подходит или истекает в середине года, или же, происходит ситуация, при которых необходимо переоформить документацию, то образовательному учреждению напоминают или содействуют в скорейшем разрешении проблемы.
По поводу оплаты счетов за коммунальные услуги за счет собственных денежных средств ВУЗа, который работает без лицензии, - в части правоспособности данные действия ничем не ограничиваются. Администрация платит по коммунальным счетам без необходимости получения разрешения от государственных органов, поскольку финансирование нелицензированного ВУЗа не ведется, поэтому и не регулируется конкретными субъектами. Механизм финансово-хозяйственной деятельности ВУЗа ведется, исходя из принятого устава, и правовым нарушением не признается.
Почему нам можно доверять?
- • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
- • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
- • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)