• Дата публикации: 06.05.2024
  • Количество показов: 218
  • Время чтения: 5 мин.

Провели оценку ставок роялти

Заявка на услугу "Провели оценку ставок роялти"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Заказать звонок

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Оценка выполняется экспертами с опытом работы >5 лет. У нас есть все актуальные квал.аттестаты по направлениям (недвижимость, движимое имущество, бизнес)
Мы всегда соблюдаем сроки проекта. Нам важно показать результат в сжатые сроки
В стоимость включена бесплатная поддержка Отчетов (корректировка, устранение замечаний)
С Вами общаются только самые вежливые сотрудники.
Мы доводим сложные проекты до результата. К нам обращаются в ситуациях, когда другие эксперты не справились

К нам обратилась юридическая компания, представляющая интересы владельца товарных знаков, для определения ставок роялти. Цель оценки – определение рыночных ставок роялти для обоснования их размера. Отчет об оценке в данном случае является не обязательным, но сильно поможет компании при налоговой проверке. Почему это важно? Читайте в этом кейсе.

Какие могут быть вопросы к размеру роялти и зачем нужна оценка?

Завышение ставок роялти:

  • Лицензионный договор, составленный между взаимозависимыми компаниями, может навести налоговые органы на мысль об уходе от налогов, пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 № 17АП-8054/2023-АК по делу № А60-34102/2022.
  • Лицензионный договор, заключенный с иностранной компанией, с которой заключено соглашение об избежание двойного налогообложения, также приведёт налоговые органы к мысли об уходе от налогов, пример – Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 № 09АП-7243/2022 по делу № А40-113102/2021.

В обоих случаях расходы на выплату роялти являются экономически необоснованными (завышенными). Поэтому основным обвинением со стороны налоговой стало – занижение базы по налогу на прибыль. В итоге это привело к доначислению налогов, а также пеней и штрафов. Рекомендуем ознакомиться с вышеприведенными делами, чтобы понимать:

  • Каким образом налоговая инспекция устанавливает взаимозависимость компаний?
  • Существует ли срок исковой давности в 3 года?
  • Что является подтверждением развития бренда правообладателем?
  • Какие расходы можно зачесть для расчета налога на прибыль? 

Занижение ставок роялти:

  • Также, обвинение может быть и в занижении ставки роялти, что ведет к убыткам владельца. Такие случаи более редкие, но все же есть., пример – Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.08.2022 по делу № А40-127011/2018. В подобных делах могут возникать корпоративные споры.

Риском является то, что изначально заниженный размер роялти может быть в будущем оспорен, а убытки придется возмещать лицензиату. 

А когда проводится независимая оценка, то риски на себя берет оценщик. Заказчик получает Отчет об оценке – официальный документ, составляемый в соответствии с ФЗ №135 и ФСО I-VI, XI, которые описывают последовательный процесс исследования, расчетов и обоснования стоимости. В любых сделках с имуществом, где фигурирует стоимость имущества, если эта стоимость определена оценщиком, то и ответственность за неё будет нести оценщик. Стороны сделки снимают с себя данный риск.

Знакомство с объектами оценки

На начальном этапе мы запросили:

- номера товарных знаков;

получив их, мы ознакомились с имеющейся информацией о товарных знаках в Роспатенте: уточнили правообладателя, проверили наличие обременений, дату регистрации товарных знака и оставшийся срок действия, перечень товаров и услуг, на которые распространяет действие ТЗ.

- основные условия предполагаемого к заключению лицензионного договора;

исходя из этой информации мы формируем представление о том, что именно получит лицензиат в результате сделки - способы использования товарных знаков (какие группы товаров может выпускать/продавать лицензиат), ограничения по географии (в каких регионах страны лицензиат может выпускать/продавать товары с использованием товарного знака), срок на который товарный знак предоставляется в пользование.

- планируемая выручку по товарам (товарным группам), которые выпускаются под оцениваемыми товарными знаками;

это важно для понимания масштаба использования товарного знака, объема выпускаемой продукции, потенциальной узнаваемости товарного знака.

Обсуждаем условия

После того как подробнее познакомились с объектами и задачами, мы составили план дальнейших действий. Далее познакомили с ним заказчика, а также проинформировали о сроках и стоимости работ. Согласовали и подписали договор – запустили проект в работу.

Как и чем обосновывается размер роялти в Отчете об оценке?

Ранее мы изучили товарные знаки и сформировали представление о них, переходим к анализу рынка.

1) Проводится анализ рынка, в рамках которого используются товарные знаки

Мы изучили рынок, к которому относятся товары, выпускаемые под ТЗ. На этапе анализа рынка формируем представление:

- о текущей ситуации на рынке;

- об основных игроках - конкурирующих брендах, занимаемых ими позициях и распределении сегментов, объемов;

- о соотношении показателей товарных знаков, по которым необходимо рассчитать ставки роялти и конкурентов;

- рассматриваются перспективы рынка.

Сформировали объективное представление о позициях товарных знаков на рынке, потенциале рынка, мы перешли к расчетам.

2) Рассчитывается размер роялти

Расчеты мы проводили в рамках сравнительного подхода.

В странах, относимых к экономической категории «Развитые», информация о размерах роялти по сделкам является общедоступной. Например, сервис – royaltyrange.com, где информация предоставляется при условии наличия платной подписки. Положа руку на сердце скажем, что подписка не дешевая. Но она своих денег стоит.

В разных странах и отраслях стандартный формат выплат может быть разным, например:

- фиксированный размер, выраженный в денежных единицах;

- фиксированный размер % от выручки/прибыли;

- динамичный размер, в зависимости от объемов;

- фиксированный размер + % от выручки/прибыли.

Чтобы определить ставку роялти, необходимо учесть несколько групп факторов: правовые, экономические и зависимость участников сделки. Во всех группах присутствует по несколько факторов, всего до 20.

Приведем некоторые из них:

- эксклюзивность и сроки предоставления. Размер роялти может определяться для долгосрочного договора, а может для сезонной коллекции товаров;

- динамика продаж реализуемых под товарным знаком товаров/услуг;

- маржинальность – вклад товарных знаков в конечную прибыль в сравнении с конкурирующими брендами оказывает существенное влияние;

- география реализации и потенциал локальных рынков. Наибольшим спросом товары и услуги пользуются в естественных для них локациях, а размер локального рынка задает объемы;

- характерные для отрасли стандарты качества и контроля. Риски на рынке недорого текстиля и медицинского оборудования значительно отличаются;

- способность лицензиата влиять на продвижение товарного знака и увеличение доли рынка. Приобретение прав на индивидуализацию крупным игроком предполагает рост динамики выпуска и продаж, следовательно – рост доли рынка, а значит и увеличивает силу бренда.

Сложность заключается в том, что в России информация о ставках роялти по заключенным лицензионным договорам носит конфиденциальный характер и не публикуется. Исключение, когда ставка роялти все же может быть опубликована – судебные разбирательства, в таких случаях информация становится доступной. Ещё одним из источником являются публикуемые ежегодно для оценщиков данные рынка, с диапазоном ставок роялти по отраслям.

Итак, в нашем распоряжении были данные, ставшие публичными, и диапазоны ставок роялти по каждому из сегментов рынка с вариантом для индивидуализации «Товары» и «Услуги». Так как диапазон размера роялти может быть достаточно широкий, например – от 1% до 10% от выручки, т.е. разница в выплате может достигать 10 раз (зачастую разница не более чем в 2-3 раза), нам оставалось определить значение из диапазона и обосновать свой выбор.

Определив значения всех факторов для товарных знаков, мы произвели расчет и получили итоговый результат.

3) Оформляется Отчет об оценке

Составление Отчета об оценке может показаться со стороны формалистикой, однако, мы смотрим на это иначе – это наиболее ответственный момент в нашей работе. На данном этапе помимо соблюдения базовых ФЗ №135 и ФСО, необходимо раскрыть и объяснить проделанную работу, чтобы её результат был понятен и обоснован, а возможные вопросы исключены.

Что в итоге?

Клиент заключил лицензионный договор с величинами ставок роялти, определенные нами. Мы изучили все аспекты ставок, поэтому берем на себя ответственность и гарантируем их обоснованность. С момента предоставления данных для ознакомления с товарными знаками и подписания договора до готовности Отчета об оценке, прошло 5 рабочих дней.

Стоимость услуг

Прайс на выполнение проекта

Оценка ставки роялти30000 РЗаказать

Наши партнеры

Наши клиенты

В нашей базе более 5000 довольных клиентов

Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)

Заказать звонок

Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Архив Блога