Аудиоверсия статьи

Рост налоговой нагрузки на бизнес и население в 2019-2020 гг.

Ежегодно Минфин публикует на своем сайте статистические сведения о доходах и расходах госбюджета.
По официальным данным с 2009 г. наблюдается уверенный рост поступлений в государственную казну. Львиная доля приходится на налоги и сборы. Их рост обусловлен двумя причинами: легализацией бизнеса, уклонявшегося ранее от уплаты налогов и использовавшего серые схемы, а также изменением налогооблагаемых баз и ставок. Последние растут регулярно, что ведет к увеличению бюджетных отчислений.

Какие налоги повысились в 2019 году?

Изменения, приведшие к увеличению фискальных платежей, вступили в силу с 1 января 2019 года и коснулись следующих платежей:
  • НДС. Ранее действующая ставка 18% выросла до 20%, что сразу сказалось на повышении цен (до 1,5%) и размере бюджетных отчислений. Из таблицы видно, что НДС является одной из самых доходных частей бюджета в части его налоговых поступлений (2-е место после страховых взносов). В отношении товаров, облагаемых ранее 10-процентным НДС, изменений не произошло. Ставка для них сохранена на прежнем уровне.
  • Налог на прибыль. Общий размер отчислений не претерпел изменений. Организации по-прежнему отдают государству 20% своей прибыли. Но, теперь 17% из них остаются в местном бюджете, а 3% уходят в федеральный. До 2019 г. налог распределялся иначе – 18% и 2 % соответственно.
  • НДФЛ. В 2019-м ставка не менялась – 13% удерживается с заработка каждого гражданина вне зависимости от его размера. С 2018-го на рассмотрении Госдумы находится законопроект о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. Она рассчитывается на основании реальных доходов – чем они больше, тем выше ставка. Тем не менее, повышение отчислений по НДФЛ все же произошло. Связано оно с увеличением МРОТ. Работодатели были вынуждены пересмотреть оклады и привести их в соответствие с новыми ограничениями по минимальному размеру оплаты труда. В итоге повысилась база для начисления НДФЛ и, соответственно, сумма к уплате. Налог на доходы физлиц является третьим крупным источником финансирования госбюджета.
  • Акцизы. Более чем на треть увеличился акциз на топливо (на бензин 5 класса и дизтопливо на 50%) , что привело к существенному росту цен на него и затрат на все виды перевозок. Существенный рост (от 10% и более) коснулся алкогольной, табачной продукции, в том числе электронных систем для курения, и автомобилей.
  • ЕНВД. Его ставка выросла в связи с повышением коэффициента К1 на 2,5%. Итоговые суммы к уплате изменились незначительно. Это связано с тем, что в расчете применяется еще коэффициент К2, который не подвергся изменениям. Рассчитанная по формуле сумма уменьшается на размер страховых взносов, которые также увеличились с 2019 года. В итоге сумма к уплате по ЕНВД изменилась не существенно.
  • Страховые взносы. Суммарная ставка по взносам в ПФР, ФСС и ФОМС в 2019 г. составила 26%. Увеличилась предельная база по ним – до 1 150 000 руб. на обязательное пенсионное страхование и 865 000 руб. на случай временной нетрудоспособности и материнства. Вырос также размер фиксированных взносов ИП за себя до 29 354 руб. в ПФР и 6 884 руб. в ФОМС, что больше на 10% и 20% соответственно по сравнению с 2018-м. Страховые взносы являются самым крупным источником финансирования бюджета после нефтегазовых доходов.

Какие налоги повысятся с 2020 года?

На 2020 год запланировано повышение следующих налогов:
  • ЕНВД. Коэффициент К1 увеличится до 2,009. Это самое существенное повышение с 2015 г. С 2021 г. вмененка будет отменена на всей территории РФ. В Москве и области она не используется с 2014-го.
  • ПСН. Коэффициент-дефлятор К1 вырастет до 1,592 и приведет к росту стоимости патента на 4,9%.
  • Торговый сбор. Тот же К1 увеличится в данном случае до 1,382.
Все три вышеперечисленных сбора в среднем увеличатся на 4,9%.
  • Налог на имущество. Недвижимость юридических лиц будет облагаться от кадастровой стоимости, максимально приближенной к рынку. Ранее можно было платить налог с остаточной стоимости, которая была недостоверна. Сейчас точный перечень имущества, попадающего под налогообложение по кадастровой стоимости, утверждается местными властями. С 2020 года вступят в силу единые правила для всех.
  • НДФЛ. Ставка останется на прежнем уровне – 13%, но вырастет МРОТ до 12 130 руб. Это приведет к увеличению отчислений с зарплаты, которую придется поднять.
  • Страховые взносы. Их рост также обусловлен изменением МРОТ с 1 января 2020 г. и 10%-ным увеличением предельной базы по страховым взносам.
  • Взносы ИП за себя. Они вырастут на 10%: до 32 448 руб. в ПФР и до 8 426 руб. в ФОМС.
  • Акцизы. Их средний рост составит 10%. Повышение коснется акцизов на топливо, алкогольную и табачную продукцию.

Рост поступлений налогов и их собираемость

В нижеследующей таблице продемонстрирована динамика поступлений в бюджет по каждому налогу:

2.jpg

Увеличение объема собираемости налогов напрямую связано с совершенствованием системы администрирования ИФНС. Ее реорганизация началась в 2013-м и с тех пор ежегодный прирост фискальных доходов составляет не менее 25%. Эффективность работы ИФНС обеспечивает использование следующих инструментов:
  • Автоматизированные системы контроля (АСК). С их помощью отслеживают возмещение и законность вычетов по НДС. АСК-1 заработала в 2013 г. Она позволила быстро и точно выявлять неправомерное возмещение НДС. АСК-2 запущена в 2015-м и нацелена на выявление незаконных вычетов.
  • Введение крупных штрафных санкций. Пени и штрафы за просрочку платежей, недоимки, неверно рассчитанные суммы налогов к уплате в 2019 году на порядок выше тех, что применялись еще 5 лет назад. Один из самых эффективных методов борьбы с неплатежами – это блокировка расчетного счета на двукратную сумму задолженности. Счет при этом не работает до 10 дней. Даже, если долг перекрыт раньше, банк счет активирует только по истечении этого срока.
  • Судебное взыскание задолженности. Более 70% решений выносится в пользу ИФНС. Таким пробюджетным подходом бизнес обязан именно инициативе ФНС. Если до 2015 г. суды старались выносить решения таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес, и лояльно снижали штрафные санкции, то теперь строго соблюдаются интересы госбюджета. Налоговики строго придерживаются порядка досудебного урегулирования спора, пытаясь получить причитающиеся им платежи без суда.
  • Система управления поведением налогоплательщиков. Открытость информации о результатах проверок, постоянный контроль за движением по счетам, встречные запросы документов и т.д. – все это побуждает честно платить предписанные законом сборы и взносы.
  • Продуктивное сотрудничество ИФНС и Центробанка. Реструктуризация банковской системы, внедрение современных платежных систем, эффективный обмен информацией между налоговиками и банками гарантирует прозрачность всех сделок. ИФНС видит все движения по счетам. Такое право закреплено за ней в ст. 86 НК РФ, и банки обязаны передавать данные инспекторам абсолютно по всем сделкам. Выявить расхождения по налоговой базе, указанной в декларации, и складывающейся из сведений о движении по расчетному счету, инспекторам несложно. Для этого даже не нужно запрашивать подтверждающие документы.
Применение всех вышеперечисленных инструментов обусловило стабильный рост собираемости налогов в РФ. В нижеследующей таблице отражены поступления в консолидированный бюджет за 2018-2019 гг.

3.jpg

Падение собираемости зафиксировано только по двум позициям: имущественные налоги и акцизы. Снижение первых объясняется ликвидацией налога на движимое имущество юридических лиц и изменением базы по расчету платежа на недвижимость - с 01.01.2019 г. по кадастровой стоимости. Причиной падения акцизных сборов является их стабильное увеличение. Многие компании и предприниматели прекратили реализацию алкогольной и табачной продукции, отдав предпочтение более дешевым и стабильным товарным направлениям.

Налоговая нагрузка на бизнес

Планомерное увеличение нагрузки не велико – повышение налогов и сборов на 3-5% не существенно снижает прибыль от коммерческой деятельности. Но, такой прирост обязательных платежей из года в год в итоге выливается в существенные убытки. То, что кормило бизнесмена с наценкой в 30-35% становится убыточным и теряет смысл. То, что приносило более солидную прибыль, утратило былую рентабельность – полученных доходов едва хватает на налоги, зарплату и содержание бизнеса.
По данным Минэкономразвития с августа 2018-го по август 2019 гг. в России закрылось 667,9 тыс. юридических лиц и ИП из категории МСП. Экспертам FinExpertiza удалось установить, что в 80 российских регионах число закрывшихся юрлиц превысило количество открывшихся. Лидером этого антирейтинга стала Калининградская область – в 2018-м здесь закрылось 6 809 компаний, а открылось всего 1 548. В Дагестане на 990 открывшихся организации пришлось 5 061 закрывшихся. Превышение числа закрывшихся компаний над количеством открывшихся сформировался еще в 2016-м и уверенно держится.

4.jpg

Основными причинами закрытия стали:
  • Увеличение НДС с 18 до 20% в 2019 году.
  • Отмена сниженных тарифов на страховые взносы для упрощенцев, патентщиков и вмененщиков.
  • Внедрение обязательной ККТ.
  • Падение спроса по причине снижения покупательской способности.
  • Отсутствие мер по улучшению делового климата.
Предпринимателям в целях компенсации затрат на бюджетные выплаты приходится поднимать отпускные цены и снижать издержки. Речь идет об отказе от целых направлений деятельности, сокращении штата, снижении фонда оплаты труда. В итоге рентабельность бизнеса снижается до критического уровня и редко превышает ключевую ставку ЦБ.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности

Данная таблица применяется в 2019 году (обновлена в мае 2019 г.).

Вид экономической деятельности (согласно ОКВЭД-2)

2018 год

Налоговая нагрузка, %

Справочно: фискальная нагрузка по страховым взносам, %

ВСЕГО

11,0

3,3

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство – всего

4,1

5,2

растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

3,2

4,9

лесоводство и лесозаготовки

9,3

7,5

рыболовство, рыбоводство

7,8

5,6

Добыча полезных ископаемых - всего

43,5

1,6

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых -всего

52,5

1,0

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

17,9

3,8

Обрабатывающие производства – всего

7,1

1,9

производство пищевых продуктов, напитков, табачных изделий

21,7

2,0

производство текстильных изделий, одежды

8,1

3,8

производство кожи и изделий из кожи

8,2

5,0

обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

2,8

3,3

производство бумаги и бумажных изделий

5,0

1,7

деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

8,4

3,6

производство кокса и нефтепродуктов

3,4

0,2

производство химических веществ и химических продуктов

2,2

2,1

производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

6,9

3,0

производство резиновых и пластмассовых изделий

6,1

2,6

производство прочей неметаллической минеральной продукции

8,9

3,3

производство металлургическое и производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

4,1

2,1

производство машин и оборудования, не включенные в другие группировки

8,6

4,0

производство электрического оборудования, производство компьютеров, электронных и оптических изделий

9,6

4,2

производство компьютеров, электронных и оптических изделий

11,8

5,2

производство электрического оборудования

6,9

3,0

производство прочих транспортных средств и оборудования

5,5

4,6

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

5,4

1,5

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха - всего

6,7

2,3

производство, передача и распределение электроэнергии

7,6

2,0

производство и распределение газообразного топлива

2,2

1,5

производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

6,8

4,5

Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность и ликвидация загрязнений- всего

8,9

4,6

Строительство

10,4

4,4

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов - всего

2,9

1,1

торговля оптовая и розничная автотранспортными средствами и мотоциклами и их ремонт

2,9

1,0

торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

2,7

0,8

торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

3,4

2,1

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания - всего

10,1

5,8

Транспортировка и хранение -всего

6,5

4,6

деятельность железнодорожного транспорта: междугородные и международные пассажирские и грузовые перевозки

8,1

6,7

деятельность трубопроводного транспорта

4,7

2,2

деятельность водного транспорта

8,4

4,1

деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

15,1

11,6

Деятельность в области информации и связи - всего

16,5

5,2

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

20,5

5,4

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

18,4

10,0

*- Расчет произведен с учетом поступлений по налогу на доходы физических лиц



Индексация регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) компаний инфраструктурного сектора на 2019-2024 гг., %

Screenshot_1.jpg
* В целях проведения капитального ремонта инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с 2017  по 2025 год дополнительно установлена целевая надбавка в размере 2 процента сверх уровня, предусмотренного  Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации

** В целях компенсации изменения в налоговом законодательстве с 2019 по 2021 год установлена целевая надбавка в размере 1,5%

*** С 1 января 2019 года тарифы для населения будут рассчитаны исходя из ставки НДС в 20%

**** В 2019 году вводится надбавка на экспортные перевозки грузов (за исключением алюминия и нефтяных грузов) в размере 8% и 6% надбавка на возврат порожних вагонов            

Налоговая нагрузка на население в РФ

Снижение доходов населения, обусловлено ростом налоговой нагрузки на бизнес. Если государство установило жесткий МРОТ, ниже которого платить работникам нельзя, то премии и прочие поощрительные выплаты регулируются исключительно работодателями. В результате ужесточения фискального режима для бизнеса снижаются доходы населения, влекущие падение покупательской способности и спроса на продукцию и услуги, а также увеличиваются обязательные расходы – на ЖКХ, налоги, взносы, штрафы, приобретение жизненно важных товаров.

tax-696x392.jpg


Собственно налоговая нагрузка на граждан определяется следующими платежами:
  • НДФЛ – 13%. Его за сотрудника платит работодатель, но из заработка первого он удерживается в полном объеме за исключением суммы вычета. Соответственно рост налога на доходы физлиц автоматически снижает их реальные доходы.
  • НДС (скрытый) – 20%. Платят его в бюджет не граждане, а продавцы, реализующие товары и услуги. Но, они включают его в стоимость и в полном объеме взимают с населения. Ри каждой покупке гражданин автоматически платит НДС.
  • Налог на имущество, ЖКХ, ОСАГО и прочие скрытые платежи – около 5%. Граждане платят налог на недвижимость, землю и транспортные средства. Его расчет по кадастровой стоимости существенно увеличил фискальную нагрузку на население. Его максимальная ставка составляет от 0,1 до 2% от кадастровой стоимости недвижимости и зависит от стоимости объекта. Платят его только собственники недвижимости один раз в год. Коммунальные и страховые платежи условно относятся к скрытым налогам.
  • Страховые взносы – 30,2%. К ним относятся взносы в ПФР, ФОМС и ФСС.
  • Акцизы – 8%. Они включаются в стоимость товаров. Повышение акцизов моментально вызывает рост цен и затрат граждан. Получается, что от увеличения акцизных платежей страдают не только  бизнесмены, но и их покупатели.
  • Штрафные санкции и госпошлины. Пени и недоимки по налогам, штрафы ГИБДД и по КоАП, госпошлина тоже относится к обзательным отчислениям, так как поступают в итоге в госбюджет.
В итоге получается, что любой гражданин РФ больше 60% своих доходов отдает государству в виде налогов, сборов и скрытых платежей.

Сравнение основных видов налогов с другими странами

НДС

0.png


 Налог на прибыль

1.png


 Налог на имущество

2.png



Ставки на доходы физических лиц

3.png


 Социальные взносы

4.png

Как компании уходят от налогов

В целях выявления недобросовестных налогоплательщиков 13.07. 2017 г. Минфин в соавторстве с ИФНС и СК РФ выпустил письмо № ЕД-4-2/13650@, содержащее подробные инструкции по установлению умысла руководства компаний в неуплате налогов. Следование этому регламенту позволяет сотрудникам ИФНС без труда выявлять уклонистов.

Самыми популярными на 2019-й являются следующие:
  • Фиктивные сделки. Речь идет о фиктивных документах между контрагентами с целью завышения расходов или занижения доходов, что в свою очередь ведет к снижению базы по НДС и налогу на прибыль.
  • Дробление бизнеса. Применялось при УСН: при достижении лимита дохода по одной компании дальнейшие сделки оформлялись через другую, принадлежащую тем же лицам, расположенную по тому же адресу и ведущую тот же вид деятельности.
  • Льготные налоговые ставки. Самая популярная схема подразумевает сделку с компанией, ведущей деятельность в ОЭЗ. Ей, попадающей под нулевую ставку налога на прибыль, переводятся активы: здания, техника, транспорт. Вторая компания (реальный собственник активов) арендует их у первой. В результате первая, имея явный доход, не платит налог на прибыль (действует льгота), а вторая снижает базу за счет увеличения расходов на аренду.
  • Замена договора. Чтобы не платить НДС с полученного аванса, компании подменяют сделку купли-продажи договором комиссии или займа. После оформления отгрузки «займ» отражается в расчетах.Использование договора лизинга вместо купли-продажи позволяет намного быстрее списать стоимость приобретенного по нему основного средства в расходы и снизить базу налога на прибыль. При купле-продаже недвижимости замена типового договора реализацией доли в уставном капитале не попадает под НДС. Создав специально для продажи здания ООО с минимальным уставным капиталом и внеся в него сумму, необходимую для покупки недвижимости, продавец рассчитывается ею с реальным собственником недвижимости – своей же организацией. Далее оформляется договор о продаже доли в этом ООО – ее покупает новый собственник здания. В результате сделка по приобретению объекта недвижимости на юрлицо не попадает под НДС, а созданное для нее ООО нужно только для проведения одной операции.
  • Работа через фирмы-однодневки. Они нужны для создания фиктивного документооборота с целью снижения налогооблагаемой базы. 
  • Документооборот и расчеты с субподрядчиками, не осуществляющими деятельность. Оформление документов и платежей с компаниями-посредниками также нацелено на снижение налогов к уплате. В реальности субподрядные организации в исполнении сделки участия не принимают. Перечисленные им средства затем возвращаются, как ошибочно перечисленные или в связи с расторжением договора.
Все вышеперечисленные схемы хорошо известны сотрудникам ИФНС, но требуют неопровержимой доказательной базы.

Допинг для экономики или как изменить налоговую систему к лучшему

Глава ФНС Михаил Мишустин отметил, что за период 2015-2019 годов налоговые сборы увеличились почти в полтора раза. 

Рост налогов не застопорился и до конца года вырос еще на 7,9%. Несмотря на очевидные успехи в получении бюджетной прибыли, специалисты отметили ряд огрехов в налоговой системе. «Резать курицу, которая несет золотые яйца» – не самая лучшая затея, однако налоговики этим и занимались в последние годы. Текущие минусы в налоговой системе видны невооруженным взглядом. Она не подстроена под законодательную базу государства.


Почему люди относятся скептически к налоговой системе?

Налоговый кодекс беспрестанно изменяют, чтобы «выдоить» из физических и юридических лиц как можно большее количество средств. Такое положение вещей внушит лишь неуважение к налоговой системе и будет стимулировать граждан совершать правонарушения в этой сфере. Некоторые положения кодекса являются непонятными для обывателя. Вдобавок, они плодят бюрократические проволочки и делают непрозрачными принципы расчета и уплаты налогов.

Фискальная философия государства словно заточена на то, чтобы закабалить предпринимателей, в то время как в более развитых странах фискальная система выполняет регулятивную функцию в экономике.

Реальный сектор экономики подвергается беспрерывному налоговому давлению. Это бремя в своей основе состоит из квазифискальной налоговой нагрузки. Она как «пугало» для бизнесменов и инвесторов. В этой связи стоит отметить такой показатель, как кривую Лаффера, показывающую зависимость доходов бюджета от уровня налоговых ставок. Кривая прекрасно иллюстрирует, как благодаря фискальному бремени растет доходность бюджета, далее вследствие ухудшения условий в деловой среде, доходы стремительно двигаются в пропасть.

Как решить назревшие проблемы в налоговой сфере?

Решение видится в инвентаризации всего спектра налоговой нагрузки для понимания соразмерности тех или иных налогов с реальными доходами предпринимателей. Государство добилось своего. Своими необдуманными действиями оно заставило всех игроков рынка искать способы уклонения от тяжкой налоговой ноши в виду падения реальных доходов.

Примерно 80% крупных компаний зарегистрировано на иностранных резидентов. В действии структурированная система подставных лиц, чтобы реальным владельцам бизнеса не пришлось отвечать перед российским законодательством. Здесь имеют место и офшорные зоны, и износ средств производства на более чем 80%.

Производственная сфера находится в упадке по сравнению с финансовой сферой или сферой услуг. Видна сущность политики государства, направленной на стимулирование сырьевой отрасли экономики. Реальный сектор экономики находится в упадке. Судя по всему, государство и дальше намерено поддерживать сырьевой тип экономики. Вместе с этим развитие инновационной сферы получает недостаточную поддержку. Конкурентоспособность российских высокотехнологичных сфер экономики на внешнем рынке оставляет желать лучшего.

Основная причина: налоговая политика не стимулирует экономику – она заколачивает последний гвоздь в крышку ее гроба. Жесткая финансовая централизация с гипертрофированной фискальной составляющей прямо или косвенно способствует тому, что часть налогов переходит в теневую экономику. Текущая ситуация обязывает искать пути получения бюджетных доходов без чрезмерной налоговой нагрузки.

Повышение НДС до 20% произошло 1 января 2019 года. В результате бюджетные поступления увеличились на 650 миллиардов рублей. Была ли реальная необходимость повышать НДС в условиях профицита бюджета?

Насколько можно понять, первоочередная цель была в том, чтобы собрать 620 миллиардов, но государство даже перевыполнило план. Вроде и неплохо, но это мина замедленного действия. От повышения НДС в первую очередь пострадал мелкий и средний бизнес. Ряд крупных стратегических предприятий, напротив, получили государственную поддержку. Государство очень радеет, чтобы определенные предприятия сохраняли конкурентоспособность на внешнеполитической арене.

На другой стороне экономики находятся снижение доходов населения и рост цен. Это еще один из факторов деградации частного бизнеса. Любой инвестор понимает, что товары оплачиваются потребителем. Покупательная способность падает вместе со снижением доходов населения. Низкий спрос – невысокое предложение. Частному бизнесу, как и крупному, требуется поддержка для нивелирования потерь от высокого НДС.

Лидирующие экономисты не могут не знать, что повышение по НДС возможно и понижением налоговой ставки. Некоторое время пришлось бы жить, затянув пояса, так как снижение доходов бюджета будет неизбежно. Но такие потери оправдаются со временем. Рост налоговых сборов будет осуществляться за счет расширения налоговой базы. Высокие ставки НДС в свою очередь эффективны лишь на короткой дистанции, но в отдаленной перспективе налоговые сборы будут только падать из-за уменьшения налоговой базы. Высокая налоговая ставка на корню разрушает благосостояние предпринимателей и способствует падению деловой активности в стране.

Статистика закрытия юридических лиц и влияние на экономику

От Министерства экономического развития поступила информация, что в 2019 году в России было закрыто 668 тысяч юридических лиц. Для экономики это слишком много. Негативная динамика наблюдается с 2016 года. В 2018 году на одну открытую компанию получалось две закрытых. Некоторые убеждены, что причиной является рост налоговой нагрузки. Однако раньше правительство обнадеживало, что платежи не будут увеличиваться на протяжении 6 лет.

На самом деле вышло так: увеличился налог на добычу полезных ископаемых до 2021 года в связи с исполнением выносного маневра, индексирование акцизов и выплат на малый бизнес.

Взнос на небольшой бизнес снабжается путем увеличения исправляющих коэффициентов. Такие показатели с очередного года будут включены в ЕНВД, налоги на патенты и подоходные взимания с физических лиц. В последующем году анонсируется уровень индексации на 5% выше инфляции. Происходит это ежегодно, значит, налоговая нагрузка увеличивается каждый год соответственно.

Далее квазифискальная налоговая нагрузка увеличивается, что связано с повышением ставок по ряду неналоговых выплат. Значительная часть неналоговых начислений возникло за прошлые 7-8 лет. К таковым относится экологическая пошлина, налог за негативное влияние на окружающую среду, переработку отходов, организацию курортных зон, предоставление мобильной связи, проезд крупногабаритных транспортных средств, выдачу кодов для маркирования ассортимента и т.д.

Вышеперечисленное ускоряет инфляцию и увеличивает объем налогообложения предпринимательства. Сохранение текущей тенденции увеличения налоговой и квазиналоговой нагрузки обеспечит стагнацию и последующую рецессию экономики.

Хочется подметить еще одну отрицательную тенденцию. Это закрытия бизнеса на основе поступлений налогов. С одной стороны, это способствует улучшению способов налогового администрирования. Но одновременно происходит увеличение давления на деятельность белых предпринимателей, что является основной причиной демонстрации отрицательной динамики предприятиями каждый год. Это может закончиться незафиксированным ростом налоговых прибытий в бюджет. Так сократиться и число предприятий, и налогов. Грубо говоря, правительство «режет курицу, которая несет золотые яйца.

Оправдана ли система налогообложения самозанятых?

Есть два мнения по поводу особого налогового режима для категории людей, работающих сами на себя. С одной стороны, граждане освобождаются от хлопот с регистрацией ИП и выплатами 13% подоходного налога. Но с другой стороны, эта категория людей не отягощает государство. Самозанятые не регистрируются в центре занятости, не устраивают митинги из-за отсутствия работы, им не нужно выплачивать пособия. Несправедливо облагать их деятельность налогом. Выгода от этого для государства минимальная, а результат очевиден – недовольство граждан.

В 2019 году налогообложение самозанятых официально в некоторых экономически благополучных объектах РФ: регионы-доноры и города-миллионники. Летом 2020 года налоговый сбор будет производиться во всех населенных пунктах России. Как ни странно, система оказался успешной. В 2019 году было зарегистрировано свыше 280 тыс. самозанятых, а ожидалось не более 200 тыс.

Официальная деятельность позволяет людям, работающим самим на себя, расширять клиентскую базу без боязни налоговых служб. Также можно получать помощь из госбюджета, в частности, льготные кредиты.

Но не все категориям самозанятых этот налог подходит. Он хорош для водителей такси, айтишников и частных преподавателей. А вот представителям сферы услуг, таких как маникюр, парикмахерская деятельность, ремонт обувь, домашняя выпечка, данный налоговый режим не понравился. Это обусловлено страхом роста объема требований и, соответственно, расходов. Стоит отметить, что больше половины зарегистрированных граждан, работающих сами на себя, находятся в Москве. Во всех других регионах их незначительное количество.

Система налогообложения самозанятых оказался не везде востребованной по ряду причин. В первую очередь это обусловлено неравномерностью налоговой нагрузки. К примеру, частному преподавателю почти не требуется вложений для получения дохода. В то же время самозанятым производителям какой-либо продукции требуются немалые инвестиции, порой составляющие 70-80% общего бюджета. При таких раскладах 4-6% налога – это значительная сумма. Здесь государству лучше применить иную систему налогообложения, например, в виде вычетов по типу НДФЛ.

Налоги: плата за цивилизованную жизнь или тяжелая ноша?

Уплата налогов – обязанность всех юридических и физических лиц. Это в идеале, а на практике все по-другому.

Недавно Игорь Сечин, глава «Роснефти», отметил, что его компания – главный налогоплательщик России. Одновременно с подобными заявлениями он ратует за налоговые послабления для своей компании. Имеет ли он какое-либо право требовать налоговые льготы? Кто должен платить налоги первой статьей?

Энергодобывающая сфера, как создающая низкую добавленную стоимость, должна облагаться самыми высокими налогами. Напротив, в высокотехнологичных и перерабатывающих сферах налоговая нагрузка должна быть существенно ниже. Именно эти отрасли имеют наибольшую добавленную стоимость, которая и дает большие налоговые поступления. Усилия налоговиков требуется направить на увеличение налогов в добывающей сфере.

Индивидуальные налоговые льготы запрещаются налоговым кодексом, о чем гласит отдельная статья. Налоговые послабления не могут быть представлены конкретному юридическому или физическому лицу. Льготы должны предоставляться по групповому принципу в единой конкурентной среде. При другом раскладе некто получит преимущества на профильном рынке, что негативно скажется на других игроках. Всегда должны соблюдаться справедливые условия конкуренции. В противном случае экономика регрессирует. Необходимость введения прогрессивного подоходного налога кажется уже просто необходимой.


Пропорциональное налогообложение против прогрессивного: что лучше?

Пропорциональная, а не прогрессивная ставка налогов противоречит принципам, установленным еще Смитом. Налоги должны устанавливаться соразмерно заработкам. Рост доходов сопровождается нивелированием необходимости тратить, что вызывает накопление средств, не обремененных расходами.

Несложно догадаться, что гражданин с низким заработком не имеет реальной возможности накапливать средства. Пропорциональное налогообложение окончательно лишает человека тратить лишние деньги. Весь доход уходит на текущее потребление. В этой связи градацию налоговой нагрузки стоит назвать одной из приоритетных задач государства.

Прогрессивный налог имеет цель не «стрясти» с обеспеченных граждан больше средств, а снизить нагрузку с малообеспеченных. Это ремарка для всех противников данной меры. Прогрессивная налоговая нагрузка позволила бы снизить социальное расслоение. А прогрессивная шкала и дальше будет создавать пропасть между богатыми и бедными гражданами, обеспечивающую перманентную социальную напряженность. За ней не за горами и социальные волнения, вплоть до революционных потрясений.

Прогрессивная градация уже давно действует во всех развитых странах. Больше получают – больше платят налогов. Все граждане этих стран прекрасно это понимают и не имеют ничего против.

Кто работает на благо бюджета?

Кроме НДФЛ граждане зарабатывают для бюджета потреблением услуг и товаров. Речь идет об акцизах, о таможенных пошлинах, НДС и т. д. Косвенные налоги целиком и полностью уплачиваются гражданами. Большая часть налоговой нагрузки лежит на плечах рядовых граждан, НДС составляет почти треть поступлений в бюджет. Поэтому с уверенностью можно заявить, что недовольные граждане, в принципе, правы. Львиная доля государственного бюджета составляется рядовыми налогоплательщиками.

Большая часть нагрузки на предприятия состоит в налогах на прибыль и имущество. Косвенные налоги – забота граждан, прямые налоги – забота предприятий. Можно заметить, что государство чрезмерно уповает на косвенные налоги. Теперь несложно понять, кто в стране подставляет свою «могучую спину» для несения налогового тягла. Ряд изменений, которые необходимо осуществить, напрашивается сам собой.

Инновационный путь развития экономики

Необходимо развитие инновационных сфер. Западные санкции серьезно подпортили наш экономический потенциал и создали тяжелые условия для развития высокотехнологичных сфер. В этих условиях на инновационную сферу следует обратить самое пристальное внимание. Нужно отходить от доминирующей сырьевой модели экономики и сделать упор на инновационное развитие.

Для того чтобы повысить деловую активность и рост в области инноваций обязательно требуется государственное участие, как на прямую, так и косвенно.

Прямая поддержка представляет собой выдачу грантов, партнерство совместно с государством и многое другое. А вот косвенная поддержка заключается в различных налоговых льготах и преференций. Причем льготы налоговые должны стать самым главным инструментом в регулировании таких отношений.

Льготы, которые существуют на сегодняшний день не в полной мере вовлекают в инновационную работу многих хозяйственных объектов. Из-за того, что льготы неэффективны, появляются предпосылки для того, чтобы скрывать налоги и придумывать пути их неуплаты. Конечно же, льготы должны быть постоянными, стабильными и очень эффективными, тогда появится много инновационных структур, и работа будет их наиболее продуктивной.

Тонкости налогового вычета в регионах

Буквально в 2017 году появилась такая практика, как урезание налоговых льгот в регионах. Но это происходит только в том случае, если их не смогут полностью обосновать. На практике это происходит в регионах, которые являются дотационными, – им сделать обоснование очень трудно. Ситуация складывается следующим образом: регион дает отказ компаниям по налоговым льготам, но все же имеет статус дистанционного.

Именно поэтому в обязательном порядке требует пересмотра механизм налогового вычета. Его предоставляют компаниям, чтобы они увеличили рост инвестиций и произвели обновление производственных фондов.

Есть некоторые обстоятельства, которые создают препятствия для выполнения данных льгот. Во-первых, инвестиционный налоговый вычет могут предоставить организациям только тогда, когда это не противоречит законодательству. Во-вторых, регионы оставляют за собой право сокращения максимального размера вычета, а также имеют возможность предоставлять эту возможность не всем отраслям, а только выборочно. Причем не в каждом регионе есть такая льгота. И на 1 октября она присутствовала только в 11 регионах.

НДС: необходимые изменения

Что же касается льгот по НДС, то имеющиеся на сегодняшний день также мало эффективны. Конечно, от НДС освобождены операции по добавленной стоимости. Государство старается стимулировать финансовый сектор без использования ограничений или каких-либо условий. А вот для инновационных расходов обязательно нужно проводить много процедур, которые позволят ограничить активность к инновациям. И сегодня баланс между услугами и реальным сектором должен быть обязательно.

Также под сомнение попадает обложение НДС изделий, с которых берутся акцизы. Ведь в этом случае в налоговый оборот входит и стоимость акцизы. А это предполагает двойное обложение налогами и его, несомненно, нужно ликвидировать. Вообще предполагается снизить ставку НДС до 12%, а лучше всего пересмотреть ее замену на налог с продаж.

Если же налог с продаж будет введен, то это даст возможность решить много проблем, с которыми непосредственно связан выпуск продукции отечественного производства на мировые рынки. Также эффективное сотрудничество малого и среднего бизнеса создает некоторые преграды для использования малыми организациями специальных режимов. Именно поэтому крупные организации закупаются друг у друга. А вот если будет введен налог с продаж, то данная проблема будет исключена.

Главным подтверждением является опыт западных стран. Правильным решением будет сначала сократить ставку НДС, а уже потом его полностью заменить на налог с продаж. Это существенно поднимет экономику на новый уровень.

Все вместе это будет большой стимуляцией для экономики государства и выведение на новый уровень, повышение конкурентоспособности за счет снижения налогов и других льгот. Опыт других развитых стран показывает, что в первую очередь необходимо снизить налоговую нагрузку на бизнес во время кризиса. В этом случае государство получит устойчивую базу и простимулирует развитие инноваций.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации до 2024 года 

 

 

Единица

измерения

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

отчет

прогноз

Цена на нефть, долл. за баррель

 

53,0

70,0

63,4

42,5

43,3

44,2

45,0

45,9

Индекс  потребительских цен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    на конец года

% к декабрю

102,5

104,3

104,3

104,2

104,0

104,0

104,0

104,0

    в среднем за год

% г/г

103,7

102,9

105,0

104,0

104,0

104,0

104,0

104,0

Валовый внутренний продукт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

92101

103876

109086

109853

116675

125056

134008

143586

    Темп роста

% г/г

101,6

102,3

101,3

101,5

102,4

102,8

103,0

103,0

    Индекс-дефлятор ВВП

% г/г

105,4

110,3

103,7

99,2

103,7

104,3

104,0

104,0

Объем отгруженной продукции (работ. услуг)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

59052

69951

74924

77425

82801

88669

95065

102027

    индекс промышленного производства

% г/г

102,1

102,9

102,3

102,3

102,3

102,4

102,7

102,8

    Индекс-дефлятор (по сопоставимому кругу предприятий)

% г/г

109,8

115,1

104,7

101,0

104,6

104,5

104,4

104,4

Продукция сельского хозяйства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Темп роста

% г/г

103,1

99,4

101,3

101,0

101,4

101,6

101,8

102,0

    Индекс-дефлятор

% г/г

97,0

100,6

103,5

103,8

103,7

103,7

103,6

103,6

Инвестиции в основной капитал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

16027

17595

19057

20781

22567

24404

26423

28631

    Темп роста

% г/г

104,8

104,3

103,1

104,6

104,3

103,8

104,0

104,2

    Индекс-дефлятор

% г/г

103,7

105,3

105,1

104,2

104,2

104,1

104,1

104,0

     к ВВП

%

17,4

16,9

17,5

18,9

19,3

19,5

19,7

19,9

доля инвестиций в основной капитал

%

21,5

20,7

21,2

23,0

23,5

23,6

23,9

24,1

Оборот розничной торговли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

29813

31548

33720

35632

37853

40247

42846

45666

    Темп роста

% г/г

101,3

102,6

101,6

101,8

102,2

102,3

102,3

102,5

    Индекс-дефлятор

% г/г

104,0

103,1

105,2

103,8

103,9

103,9

104,1

104,0

     к ВВП

%

32,4

30,4

30,9

32,4

32,4

32,2

32,0

31,8

 Объем платных услуг населению

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

9211

9810

10403

11062

11782

12562

13403

14314

    Темп роста

% г/г

101,4

102,5

101,4

101,6

102,0

102,2

102,4

102,6

    Индекс-дефлятор

% г/г

105,2

103,9

104,6

104,7

104,4

104,3

104,2

104,1

     к ВВП

%

10,0

9,4

9,5

10,1

10,1

10,0

10,0

10,0

Прибыль по всем видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

11960

18991

20750

20313

21304

22634

23858

25192

    Темп роста

% г/г

73,7

158,8

109,3

97,9

104,9

106,2

105,4

105,6

     к ВВП

%

13,0

18,3

19,0

18,5

18,3

18,1

17,8

17,5

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

19706

26183

28303

27920

29382

31293

33137

35134

    Темп роста

% г/г

91,9

132,9

108,1

98,6

105,2

106,5

105,9

106,0

     к ВВП

%

21,4

25,2

25,9

25,4

25,2

25,0

24,7

24,5

Амортизация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

6324

6842

7402

8030

8705

9436

10227

11084

    Темп роста

% г/г

107,4

108,2

108,2

108,5

108,4

108,4

108,4

108,4

     к ВВП

%

6,9

6,6

6,8

7,3

7,5

7,5

7,6

7,7

Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

105181

113791

123105

133547

144774

156934

170086

184338

    Темп роста

% г/г

108,7

108,2

108,2

108,5

108,4

108,4

108,4

108,4

     к ВВП

%

114,2

109,5

112,9

121,6

124,1

125,5

126,9

128,4

Фонд заработной платы работников организаций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Номинальный объем

млрд. руб.

20821

22929

24353

25737

27408

29211

31207

33333

    Темп роста

% г/г

106,3

110,1

106,2

105,7

106,5

106,6

106,8

106,8

     к ВВП

%

22,6

22,1

22,3

23,4

23,5

23,4

23,3

23,2

Номинальная начисленная среднемесячная
заработная плата работников организаций

руб./мес.

39167

43445

46111

48677

51736

55082

58698

62555

 

% г/г

106,7

109,9

106,1

105,6

106,3

106,5

106,6

106,6

Реальная заработная плата  работников организаций

% г/г

102,9

106,8

101,1

101,5

102,2

102,4

102,4

102,5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реальные располагаемые денежные доходы населения

% г/г

99,5

100,0

101,0

101,2

101,9

102,1

102,1

102,2

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) *

руб./мес.

10088

10287

10903

11295

11649

12061

12549

13051

трудоспособного населения*

руб./мес.

10899

11125

11822

12238

12628

13054

13582

14126

пенсионеров*

руб./мес.

8315

8483

9020

9336

9632

9955

10358

10772

детей*

руб./мес.

9925

10150

10748

11129

11482

11867

12347

12842

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

%

13,2

12,9

12,0

11,5

10,9

10,3

9,9

9,4

Экспорт товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Номинальное значение

млрд. долл. США

353,5

443,1

438,0

366,6

379,7

408,3

436,1

466,1

     Темп роста в номинальном выражении

% г/г

125,5

125,3

98,9

83,7

103,6

107,5

106,8

106,9

     Темп роста в реальном выражении

% г/г

103,8

104,2

102,3

102,9

103,2

104,5

104,4

104,3

     к ВВП

%

22,4

26,7

26,2

22,7

22,3

22,5

22,5

22,6

Нефтегазовый экспорт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Номинальное значение

млрд. долл. США

193,5

261,6

239,9

169,3

166,0

170,1

175,4

181,4

     Темп роста в реальном выражении

% г/г

99,7

103,6

99,7

101,0

100,8

100,4

101,3

101,4

     к ВВП

%

12,3

15,7

14,3

10,5

9,7

9,4

9,1

8,8

Экспорт услуг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Номинальное значение

млрд. долл. США

57,6

64,8

69,7

66,8

69,9

75,4

80,3

86,6

     Темп роста в реальном выражении

% г/г

112,0

113,4

106,0

104,6

104,0

104,2

104,4

104,6

     к ВВП

%

3,6

3,9

4,2

4,1

4,1

4,2

4,2

4,2

Импорт товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Номинальное значение

млрд. долл. США

238,1

248,6

258,0

258,1

272,9

290,9

310,8

333,9

     Темп роста в номинальном выражении

% г/г

124,4

104,4

103,8

100,0

105,8

106,6

106,9

107,4

     Темп роста в реальном выражении

% г/г

116,4

101,7

102,3

102,2

102,4

102,7

102,7

103,0

     к ВВП

%

15,1

15,0

15,4

16,0

16,0

16,0

16,1

16,2

Торговый баланс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Номинальное значение

млрд. долл. США

115,4

194,5

180,1

108,6

106,8

117,4

125,2

132,3

     к ВВП

%

7,3

11,7

10,8

6,7

6,3

6,5

6,5

6,4

Численность рабочей силы

млн.чел.

76,3

76,2

76,2

76,3

76,4

76,4

76,6

76,8

Численность занятых в экономике

млн.чел.

72,3

72,5

72,6

72,7

72,8

72,9

73,1

73,2

Общая численность безработных граждан

млн.чел.

4,0

3,7

3,6

3,6

3,6

3,6

3,5

3,6

Уровень безработицы

% к рабочей силе

5,2

4,8

4,7

4,7

4,7

4,7

4,6

4,6

Производительность труда

%

101,9

102,0

101,2

101,4

102,2

102,7

102,7

102,8

Курс Доллара

рублей за доллар

58,3

62,5

65,1

67,9

68,4

68,9

69,2

69,7

*Прожиточный минимум рассчитан исходя из действующей потребительской корзины



Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 6192
07.11.2019
Вы нашли решение в нашей статье?

Заявка на услугу "Оптимизация налогов" Подробнее об услуге "Оптимизация налогов"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! (812) 385-05-33 ежедневно с 9:00 до 18:00

Возврат к списку