• Дата публикации: 06.02.2020
  • Количество показов: 799
  • Время чтения: 8 мин.

Обзор рынка нефти в Российской Федерации

Заявка на услугу "Обзор рынка нефти в Российской Федерации"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Обзор рынка нефти в Российской Федерации Добыча жидких углеводородов является важнейшим и неотъемлемым этапом работы нефтяной промышленности России – ведущей отрасли хозяйства, обеспечивающей ключевой вклад в экономику страны. Каковы современные тенденции рынка жидких углеводородов? Как будет происходить освоение новых месторождений с трудноизвлекаемыми запасами нефти? Насколько сильно международные санкции влияют на нефтедобычу?

Взаимоотношения с ОПЕК

Россия с 1998 года имеет статус наблюдателя в OPEC, является основным участником соглашения ОПЕК+. Хартия о бессрочном сотрудничестве, регламентирующая взаимодействие нашего государства с иными странами-экспортерами жидких углеводородов позволяет снизить показатель волантильности мировых цен и более эффективно балансировать рынок, параллельно обеспечивая стабильный уровень инвестиций в разработку запасов нефти.

Несмотря на отсутствие свободных добываемых мощностей и полноценного членства в OPEC, Россия выполняет все взятые обязательства по ограничениям добычи ресурса, соблюдая согласованные квоты. При этом имеющийся в наличии страны фонд скважин гарантирует наличие динамической возможности как сокращения, так увеличения добываемых объемов нефти.
1.jpg

Ресурсная база

Наша страна имеет значительный совокупный запас нефти – около 200 млрд. баррелей. Это самый большой показатель среди всех государств, не входящих в OPEC. На протяжении последнего десятилетия наблюдается активный рост добычи, как нефти, так и конденсата. Он обеспечивается введением в эксплуатацию новых месторождений и форсированием работы на зрелых месторождениях.

Несмотря на положительную динамику роста добычи даже при наличии ограничений по соглашению ОПЕК+, отдельные эксперты отмечают присутствие ряда проблем с ресурсной базой, которые могут отрицательно влиять на устойчивость уровня достигнутых объемов. В первую очередь речь идёт о естественном истощении зрелых месторождений, введенных в эксплуатацию до начала 21-го века – таких в структуре добычи фактически половина. Для компенсации этой особенности необходимо на регулярной основе вводить в разработку новые запасы. При этом 2/3 последних требуют использования высокотехнологических инноваций, поскольку являются сложными для разработки. Сегодня идёт активная разработка/создание экономических и институционных условий, позволяющих обеспечить максимально эффективное вовлечение таких запасов под среднесрочную перспективу, поскольку их доля будет постоянно возрастать.

Глобальная инвентаризация нефтяных месторождений, проведенная в 2019 году «Роснедрами», показала экономическую рентабельность почти 70 процентов запасов жидких углеводородов, что предопределяет наличие потенциала роста при массовом внедрении современных недорогих технологий добычи ресурса и параллельной благоприятной налоговой нагрузке.
2.jpg

Перспективы освоения ТРИЗ

Как было сказано выше, значительная часть отечественного остаточного ресурса жидких углеводородов составляют трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ). В них включены:
  • Залежи хадумской, баженовской, абалакской, доманиковой и тюменской свит;
  • Сверхвязкая нефть;
  • Иные залежи с коэффициентом проницаемость менее 2 мД;
  • Битумы.
По данным Минэнерго объёмы вышеописанных запасов оцениваются в 6.2 млрд. тонн. Однако такая оценка включает в себя только ТРИЗ, для которых предусмотрены налоговые льготы. В целом к трудноизвлекаемым ресурсам, требующим использования инновационных технологий для разработки, относится две трети всех нефтяных запасов России.

Разрабатывать новые месторождения с ТРИЗ придётся разнообразными методами, в зависимости от локализации её расположения, геологической структуры и прочих факторов. Так баженовская и доманикова свиты практически идентичны американским сланцевым формациям, относящимся к нетрадиционным запасам.
   Сегодня трудноизвлекаемые запасы добываются преимущественно из залежей тюменской свиты и такая тенденция сохранится до 2025-2026 года. Хорошим потенциалом обладают западносибирские ТРИЗ (баженовская свита), имеющие оценочный извлекаемый потенциал в десять миллиардов тонн. Эти залежи геологически схожи со сланцевыми формациями в Соединенных Штатах Америки, что может свидетельствовать об экономической обоснованности их разработки уже в ближайшие годы. Следует учитывать, что для запуска достаточного количества продуктивных локализаций требуется реализация масштабной программы исследования участков, которой будут способствовать близость к уже разрабатываемым месторождениям и возможность частичного использования инфраструктуры последних.

Отечественные нефтяные компании ведут активное изучение отдельных локаций баженовской свиты. На территории Пальяновского месторождения действует полигон проверки технологий по добыче ресурса. Несколько десятков скважин дают стабильный приток легкой нефти, происходит взаимный обмен ценной информацией, которая позволит в дальнейшем эффективно осваивать нетрадиционные запасы жидких углеводородов. Промышленная добыча здесь начнется уже в 2025 году с постепенным приближением к уровню 35 миллионов тонн за десятилетие.
3.jpg

Потенциал увеличения коэффициента извлечения нефти

Отечественный коэффициент извлечения нефти (КИН) в последние годы достиг 22 процентов. Этот показатель не столь велик, как в ряде других нефтедобывающий стран, что объясняется недостаточно эффективным использованием современных методик увеличения нефтеотдачи (МУН). Почему наблюдается такая тенденция? Все дело в отсутствии экономических стимулов. Текущие операционные затраты с применением классических методов для зрелых месторождений, введенных в эксплуатацию до 2000 года, относительно невелики. Использование же полимеров, щелочи, метана, воды или углекислого газа в качестве рабочего объёма при закачке в пласт для повышения МУН требует существенных финансовых затрат.

Однако в среднесрочной перспективе КИН необходимо повышать максимально доступными способами. Одним из них может стать полноценное внедрение цифровых технологий, позволяющих уменьшить время простоя оборудования, снизить потери при добыче ресурса, сократить время на ремонт.

В рамках современной российской налоговой системы рационально поднятие коэффициента извлечения нефти до 38 процентов, а при наличии дополнительных стимулов – вплоть до 45-ти процентов, что соответствует уровню Норвегии, США и иных западных стран.
4.jpg

Освоение шельфа

До четырех процентов запасов нефти России приходится на континентальный шельф. При этом сам ресурс здесь изучен очень слабо и с высокой долей вероятностью его средняя оценка будет пересмотрена в сторону увеличения уже в ближайшие пять лет.

Процесс освоение ресурсов шельфа тормозится сложностью проведения геологических разведывательных работ, требующих значительных финансовых и трудовых затрат. Так, за последнее десятилетие совокупно было пробурено менее пяти десятков новых скважин в Охотском, Балтийском и Каспийском морях. В настоящий момент промышленная добыча ведется только на территории месторождения «Приразломное» в Баренцевом море.

Еще одним сдерживающим фактором развития добычи жидких углеводородов на шельфе являются международные санкции, не позволяющие полноценно импортировать высокотехнологичное оборудование для морских и океанических платформ. Несмотря на ряд мер, предпринимаемых правительством в рамках импортозамещения, новые полноценные крупные шельфовые проекты при условии допуска частных компаний будут реализованы не ранее 2030 года.
5.jpg

Международные санкции и российская нефтедобыча

В рамках секторальных санкций ряда западных государств были введены ограничения на сотрудничество между отечественными и европейскими/американскими компаниями, запрещены поставки широкого спектра высокотехнологичного оборудования, в том числе предназначенного для организации добычи нефти на шельфе и в сланцевых формациях. Они мало повлияли на текущее функционирование нефтяной отрасли России, однако снижают перспективы её долгосрочного потенциала в контексте разработки трудноизвлекаемых запасов.
На фоне отсутствия прогресса по смягчению секторальных санкций ключевым фактором сохранения объемов добычи жидких углеводородов за счёт эксплуатации новых месторождений с ТРИЗ и поднятия КИН становится создание и внедрение собственных технологий, позволяющих с успехом разрабатывать нетрадиционные запасы ресурса. Первым шагом к реализации этой задачи стало утверждение правительством общегосударственного плана импортозамещения в нефтегазовом машиностроении. Речь идёт в первую очередь об оборудовании для проведения гидравлических разрывов пластов – основной технологии, применяемой на традиционных континентальных месторождениях. Параллельно ведутся научно-технические изыскания, позволяющие наладить выпуск комплексных систем обеспечения работ на шельфе вместе с азиатскими партнерами России. Согласно прогнозам к 2035 году зависимость отечественной нефтедобычи от импорта снизится до 20-30 процентов.
6.jpg

Налогообложение нефтедобычи

За последние два десятка лет конфигурация налоговой системы РФ претерпела лишь незначительные изменения. Основная масса налогов для нефтяной отрасли взимается с выручки и дополняется экспортными пошлинами. Существующий подход не является оптимальным из-за отсутствия учета понесенных затрат, несмотря на наличие налоговых льгот, покрывающих в среднем половину добычи ресурса в страны.

Положительная тенденция последнего времени – введение налога на дополнительный доход от добычи нефтесырья (НДД). Эта схема пока работает в пилотном режиме и предполагает обработку финансового результата, а не добытых тонн жидких углеводородов с плавным перенесением нагрузки на поздние сроки, что индуцирует возможность прироста показателей за счет вовлечения нерентабельных участков. Первые результаты влияния пилотного проекта на динамику добычи станут известны уже в мае текущего года. Параллельно правительство проводит разработку единых критериев и схем долгосрочной господдержки отрасли.
7.jpg

Сценарии добычи жидких углеводородов в России

Несмотря на наличие значительных разведанных запасов нефти и конденсата, единого четкого прогноза по добыче жидких углеводородов в долгосрочной перспективе не существует. На потенциальные сценарии влияют множественные факторы и риски.

Ниже, представлено три таких сценария:
  • «Эволюция». Развитие на фоне длительного присутствия санкций с параллельным успешным решением проблем дефицита технологий.
  • «Климат». Снижение мирового спроса и повышение налоговой нагрузки.
  • «Равные возможности». Повышение мирового спроса с параллельным развитием отечественных технологий на фоне наличия инфраструктурных ограничений.

8.jpg

Перспективы потребления нефтепродуктов в России

С 2010 года наблюдаются устойчивые тенденции к уменьшению роста потребления топлива для автомобилей на фоне снижения покупательской способности, низких темпов экономического роста и возрастания экономичности новых транспортных средств.

9.jpg

Стремительной электрификации транспорта в среднесрочной перспективе не предвидеться из-за высокой стоимости электрокаров и слабой зарядной инфраструктуры. При этом рост потребления дизтоплива будет зависеть от темпов стабилизации и роста отечественной экономики, поскольку значительная его часть потребляется коммерческим и специальным транспортом.
10.jpg

Модернизация сектора НПЗ

Несмотря на санкции, ухудшение макропоказателей экономики и снижение темпов роста потребления топлива, нефтеперерабатывающие производства продолжают активно модернизироваться. Глубина переработки нефти (ГПН) на сегодня достигает 83.4 процента. Ударными темпами увеличивается производство бензина, соответствующего стандарту Евро-5.

При наличии текущего уровня правительственной поддержки и существующей динамики к 2035 году коэффициент ГПН на отечественных НПЗ достигнет 92 процентов с параллельным увеличением объёмов производства дизтоплива и бензина на 28/6 миллионов тонн соответственно.
11.jpg

Баланс спроса и предложения на российском рынке нефтепродуктов

Современные тенденции роста производства моторных топлив на фоне ухудшения их внутреннего спроса, предопределяют наращивание объемов экспортных поставок нефтепродуктов в другие страны.

На баланс российского рынка бензинов будет существенно влиять налоговое регулирование: при отмене субсидирования даже после модернизации многие НПЗ будут «логистически отставать» от европейских нефтеперерабатывающих предприятий и не достигает уровня рентабельности, что может вызвать дефицит. Если же сохранится статус-кво, то он будет стабильным.

Наблюдаемый длительный период времени профицит дизтоплива сохранится вне зависимости от глобальных сценариев, но при этом конкретные его цифры также зависят от государственной политики поддержки отрасли.
12.jpg

Налоговый режим нефтеперерабатывающей промышленности

В последнее десятилетие для нефтеперерабатывающей отрасли были снижены экспортные пошлины на светлые нефрепродукты и параллельно повышены налоговые нагрузки на мазут, что привлекло дополнительные инвестиции в сектор НПЗ. При этом налоговая система с помощью таможенных субсидий частично компенсирует высокие затраты на экспортную транспортировку.

Однако вышеописанная схема формирует большую зависимость нефтепрома от цен на продукцию. Изменение налогового и таможенного законодательства в 2018 году позволит постепенно заменить косвенное субсидирование на прямое, с возвратом акциза за сырьё для ряда компаний. Также в прошлом году разработан и внедряется механизм демпфирующей надбавки, сглаживающий негативное воздействие колебаний мировых цен на российский внутренний рынок.
13.jpg

Регулирование внутреннего розничного рынка нефтепродуктов

Стремительный рост розничных расценок на бензин и дизтопливо в 2018 году вынудил правительство принять экстренные меры для стабилизации рынка и снижении инфляционного давления. Были заморожены оптовые цены на моторные топлива и гарантированы его поставки на внутренний рынок путем подписания соглашения с крупнейшими нефтяными компаниями.

Вышеописанные мероприятия уменьшили рентабельность НПЗ. Для компенсации их прямых убытков введен механизм демпфирующих надбавок. К сожалению, тенденции последнего десятилетия предопределяют сохранение высокой волантильности мирового рынка жидких углеводородов, поэтому прямое регулирование внутренней национальной отрасли будет актуально как минимум в среднесрочной перспективе.
14.jpg
Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Архив Блога