-
Дата публикации: 22.10.2021
-
Количество показов: 1125
-
Время чтения: 3 мин.
"Оценка бизнеса не нужна": или как определить стоимость компании на примере ресторана
Заявка на услугу ""Оценка бизнеса не нужна": или как определить стоимость компании на примере ресторана"
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%
Люди зачастую хотят оценить свой бизнес. В такой ситуации они должны ответить себе на простой вопрос: для чего это нужно? Практика показывает, что довольно часто заказывать оценку не имеет смысла.
А мне нужна оценка бизнеса?
Разберемся, когда отчет об оценке нужен, а когда достаточно обойтись обычной консультацией.
Отчет – это официальный документ, который требуется для чего-то. Никто не заказывает отчеты, чтобы узнать стоимость бизнеса. Для этого достаточно посетить бизнес-брокера и узнать цену аналогичных компаний.
Отчет нужен для страховки и подкрепления своего мнения. Например, при покупке доли у миноритарных акционеров. Здесь оценка является максимально обязательной. Причина в том, что ЦБ следит за соблюдением прав миноритариев.К сожалению, не все миноритарии видят то, что замечает оценщик. Нередко это приводит к расхождению мнений. Модель определения стоимости бизнеса в рамках доходного подхода не всегда является понятной обывателю.
В любом бизнесе, особенно если он строится на партнерстве, всегда есть ведущий и ведомый. На начальном этапе им легко делить деньги, особенно когда прописаны конкретные доли. Но со временем дело разрастается, оно становится сложней, и ведущий человек теряет к нему интерес. Он может даже отойти от дел. Его компаньону приходится продолжать вести дела, из-за чего рано или поздно возникает конфликт.
Существуют случаи обязательной оценки бизнеса при вступлении в наследство. Оценщик выполняет стандартный типовой отчет согласно законодательству.
Иногда происходит оспаривание сделок с привлечением оценочных компаний. Наверняка все помнят историю с участием М. Калви и банка «Восточный». В данном случае произошел конфликт акционеров о сумме инвестиций в банк, в определении долей и т. д. В результате появилось уголовное дело.
И если сейчас кто-то думает обратиться в оценочную компанию для оценки бизнеса, то ему не следует спешить. Вероятно, можно обойтись консультацией.
Рассмотрим конкретную ситуацию на примере оценки бизнеса - ресторана.
Методология оценки бизнеса
Для начала нужно разобраться с юридической составляющей компании. Довольно часто фирма может быть оформлена на нескольких юр. лицах. Например, закупками занимается один человек (ИП или физ. лицо), а компания оформлена на юр. лицо, имущество отсутствует на балансе и т. д.
Далее необходимо понять, что находится на балансе и принадлежит компании. Здесь уместно провести инвентаризацию имущества. Также важно разобраться в построении бизнес-процессов:
- кто принимает ключевые решения,
- какие образом строятся продажи/обслуживание клиентов,
- как и кем ведется учет финансов,
- есть ли управленческая отчетность,
- как трудоустроены сотрудники,
- имеются ли ключевые должности, на которых людям платят выше рынка,
- какая динамика продаж,
- есть ли доставка,
- как развит маркетинг.
После завершения идентификации можно переходить к оценке.
Правда в том, что оценочные модели мало кому интересны. Стоит подробней остановиться на методологии:
1. Затратный подход - подход с позиции инвестора. Определяем, сколько нужно вложить денежных средств для воссоздания аналогичного ресторана. Нам потребуется:
- снять помещение,
- закупить имущество и подсчитать затраты с учетом физического износа и устаревания,
- нанять сотрудников (если есть шеф-повара из известных заведений, это огромный плюс бизнеса),
- приобрести товар для запуска производственных процессов.
ВАЖНО: Если ресторан действует, к стоимости в рамках затратного подхода можно добавить полугодовую чистую прибыль. Это своеобразная стоимость нематериальных активов - клиентской базы ресторана.
2. Сравнительный подход. Он работает с точки зрения покупателя. Человек не заплатит за ресторан больше, чем он может потратить на аналогичное заведение в этом же районе (городе) с аналогичной доходностью.
Оценка происходит через мультипликаторы. Некоторые из них уместно использовать в сравнении со стоимостью:
- выручка,
- чистя прибыль,
- количество посадочных мест.
Чаще всего заведения общественного питания продаются за 1 – 2 годовые чистые прибыли. В некоторых случаях 3. Это если бизнес работает в арендуемом помещении. Если у компании своя недвижимость, то к этой стоимости следует прибавлять цену объекта недвижимости.
3. Доходный подход - подход с точки зрения владельца бизнеса.
Здесь нужно:
- воспользоваться управленческой отчетностью,
- понять, какие денежные потоки генерирует бизнес,
- провести анализ доходов и расходов, проверить их на рыночность (например, определить соответствие зарплат рынку – если сотрудник получает выше рынка, то можно снизить расходы компании -> и повысить ее норму прибыли = стоимость).
Стоимость услуг
Прайс на выполнение проекта | ||
Оценка ресторана | 30 000 Р | |
Оценка акций (котируемые, некотируемые) | дог | |
Оценка крупного бизнеса | дог | |
Оценка среднего бизнеса | дог | |
Оценка малого бизнеса | от 25 000 Р | |
Оценка стоимости активов предприятия | дог | |
Оценка стоимости чистых активов | 45 000 Р |
Наши партнеры
Наши клиенты
В нашей базе более 5000 довольных клиентов
Как с нами работать?
|
|
|
|
Заказ | Осмотр объекта и составление отчета | Оплата | Передача отчета |
Почему нам можно доверять?
- • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
- • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
- • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)