"Оценка бизнеса не нужна": или как определить стоимость компании на примере ресторана

"Оценка бизнеса не нужна": или как определить стоимость компании на примере ресторана

Люди зачастую хотят оценить свой бизнес. В такой ситуации они должны ответить себе на простой вопрос: для чего это нужно? Практика показывает, что довольно часто заказывать оценку не имеет смысла.

А мне нужна оценка бизнеса?

Разберемся, когда отчет об оценке нужен, а когда достаточно обойтись обычной консультацией.

Отчет – это официальный документ, который требуется для чего-то. Никто не заказывает отчеты, чтобы узнать стоимость бизнеса. Для этого достаточно посетить бизнес-брокера и узнать цену аналогичных компаний.

Отчет нужен для страховки и подкрепления своего мнения. Например, при покупке доли у миноритарных акционеров. Здесь оценка является максимально обязательной. Причина в том, что ЦБ следит за соблюдением прав миноритариев.К сожалению, не все миноритарии видят то, что замечает оценщик. Нередко это приводит к расхождению мнений. Модель определения стоимости бизнеса в рамках доходного подхода не всегда является понятной обывателю.

В любом бизнесе, особенно если он строится на партнерстве, всегда есть ведущий и ведомый. На начальном этапе им легко делить деньги, особенно когда прописаны конкретные доли. Но со временем дело разрастается, оно становится сложней, и ведущий человек теряет к нему интерес. Он может даже отойти от дел. Его компаньону приходится продолжать вести дела, из-за чего рано или поздно возникает конфликт.

Существуют случаи обязательной оценки бизнеса при вступлении в наследство. Оценщик выполняет стандартный типовой отчет согласно законодательству.

Иногда происходит оспаривание сделок с привлечением оценочных компаний. Наверняка все помнят историю с участием М. Калви и банка «Восточный». В данном случае произошел конфликт акционеров о сумме инвестиций в банк, в определении долей и т. д. В результате появилось уголовное дело.

И если сейчас кто-то думает обратиться в оценочную компанию для оценки бизнеса, то ему не следует спешить. Вероятно, можно обойтись консультацией.

Рассмотрим конкретную ситуацию на примере оценки бизнеса - ресторана.

Методология оценки бизнеса

Для начала нужно разобраться с юридической составляющей компании. Довольно часто фирма может быть оформлена на нескольких юр. лицах. Например, закупками занимается один человек (ИП или физ. лицо), а компания оформлена на юр. лицо, имущество отсутствует на балансе и т. д.

Далее необходимо понять, что находится на балансе и принадлежит компании. Здесь уместно провести инвентаризацию имущества. Также важно разобраться в построении бизнес-процессов:

  • кто принимает ключевые решения,
  • какие образом строятся продажи/обслуживание клиентов,
  • как и кем ведется учет финансов,
  • есть ли управленческая отчетность,
  • как трудоустроены сотрудники,
  • имеются ли ключевые должности, на которых людям платят выше рынка,
  • какая динамика продаж,
  • есть ли доставка,
  • как развит маркетинг.

После завершения идентификации можно переходить к оценке.

Правда в том, что оценочные модели мало кому интересны. Стоит подробней остановиться на методологии:

1. Затратный подход - подход с позиции инвестора. Определяем, сколько нужно вложить денежных средств для воссоздания аналогичного ресторана. Нам потребуется:

  • снять помещение,
  • закупить имущество и подсчитать затраты с учетом физического износа и устаревания,
  • нанять сотрудников (если есть шеф-повара из известных заведений, это огромный плюс бизнеса),
  • приобрести товар для запуска производственных процессов.

ВАЖНО: Если ресторан действует, к стоимости в рамках затратного подхода можно добавить полугодовую чистую прибыль. Это своеобразная стоимость нематериальных активов - клиентской базы ресторана.

2. Сравнительный подход. Он работает с точки зрения покупателя. Человек не заплатит за ресторан больше, чем он может потратить на аналогичное заведение в этом же районе (городе) с аналогичной доходностью.

Оценка происходит через мультипликаторы. Некоторые из них уместно использовать в сравнении со стоимостью:

  • выручка,
  • чистя прибыль,
  • количество посадочных мест.

Чаще всего заведения общественного питания продаются за 1 – 2 годовые чистые прибыли. В некоторых случаях 3. Это если бизнес работает в арендуемом помещении. Если у компании своя недвижимость, то к этой стоимости следует прибавлять цену объекта недвижимости.

3. Доходный подход - подход с точки зрения владельца бизнеса.

Здесь нужно:

  • воспользоваться управленческой отчетностью,
  • понять, какие денежные потоки генерирует бизнес,
  • провести анализ доходов и расходов, проверить их на рыночность (например, определить соответствие зарплат рынку – если сотрудник получает выше рынка, то можно снизить расходы компании -> и повысить ее норму прибыли = стоимость).


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 493
22.10.2021

Архив Блога