• Дата публикации: 03.08.2022
  • Количество показов: 1211
  • Время чтения: 3 мин.

Переоценка товарного знака, когда есть разница в БУ и НУ?

Заявка на услугу "Переоценка товарного знака, когда есть разница в БУ и НУ?"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Оценка выполняется экспертами с опытом работы >5 лет. У нас есть все актуальные квал.аттестаты по направлениям (недвижимость, движимое имущество, бизнес)
Мы всегда соблюдаем сроки проекта. Нам важно показать результат в сжатые сроки
В стоимость включена бесплатная поддержка Отчетов (корректировка, устранение замечаний)
С Вами общаются только самые вежливые сотрудники.
Мы доводим сложные проекты до результата. К нам обращаются в ситуациях, когда другие эксперты не справились
Переоценка товарного знака, когда есть разница в БУ и НУ?

Товарным знаком признается некое условное обозначение товара, услуги или компании, позволяющее индивидуализировать их и выделить среди аналогичных товаров, услуг, компаний.

С точки зрения налогового и бухгалтерского учета товарный знак – это нематериальный актив. Его стоимость отражается в бухгалтерских регистрах и складывается из затрат на его разработку (приобретение). В последующем эта стоимость амортизируется исходя из полезного срока использования нематериального актива. Под полезным сроком чаще всего понимается срок действия с момента его регистрации. 

Возможна ситуация, когда остаточная балансовая стоимость актива составляет 0 рублей. Однако товарный знак активно используется в производственной и торговой деятельности, приносит доход. 

Тогда объективно его рыночная стоимость должна быть намного выше. Каким же образом возможно отобразить реальную стоимость товарного знака в БУ и НУ?

Особенности переоценки НМА в налоговом и бухгалтерском учете

В первую очередь необходимо обратить внимание на Законодательное регулирование.

В соответствии со ст. 25 НК в отношении нематериальных активов не предусмотрена возможность их переоценки для целей налогообложения прибыли. Эта позиция также нашла свое отражение в разъяснениях Минфина РФ, содержащихся в Письме от 24 октября 2019 г. N 03-03-06/1/81777.

В бухгалтерском учете переоценка первоначальной (фактической) стоимости возможна и проводится она по правилам, установленным ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утв. приказом Минфина РФ от 27.12.2007 N 153н. При переоценке товарных знаков следует учитывать следующие особенности.

  • Так как переоценка является добровольной процедурой, то это положение необходимо включить в Учетную политику компании. При этом, исходя из формулировки пункта 18 ПБУ, следует также установить периодичность переоценке, которая не может осуществляться чаще чем 1 раз в год.
  • Переоценке подлежат группы однородных НМА (например, товарные знаки). НМА группируются исходя из схожих характеристик и способа из использования. Это производится с целью исключить избирательность оценки и не допустить отражения в учете однородных НМА по стоимости, установленной на различные даты.
  • На основании п. 19 ПБУ 14/2007 переоценка НМА производится путем пересчета их остаточной стоимости.

Переоценка Товарных знаков

Несмотря на то, что ПБУ предоставило компаниям право переоценки НМА, механизм такой переоценки Законодательно не установлен. Несмотря на отсутствие прямых запретов на привлечение к переоценке квалифицированных оценщиков, такое положение лучше отразить в Учетной политике компании.

Исходя из общих принципов ведения бухгалтерского учета, закрепленных в п. 4 «в» Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н, сведения, отражаемые в балансе, должны полно и достоверно отражать деятельность компании и ее имущественное положение. Достоверность информации обеспечивается учетом активов и обязательств по их реальной (рыночной) стоимости.

Пункт 17 ПБУ 14/2007 предусматривает, что рыночная стоимость НМА может быть определена только в условиях активного рынка. При этом ни одним Законодательным актом условия отнесения рынка к активному не определены.

Можно обратиться к МСФО (IAS) 38 "Нематериальные активы". В этом документе дана характеристика активного рынка, которому должны быть присущи однородность товаров, доступность информации о цене и постоянное присутствие на рынке продавцов и покупателей.

Рынок товарных знаков не обладает такой универсальностью. Каждый Товарный знак имеет уникальный характер. И даже несмотря на то, что нематериальные активы являются предметом сделок купли-продажи, условия договоров чаще всего согласуются в индивидуальном порядке.

МСФО 38 (IAS 38) указывает, что в отношении товарных знаков активного рынка быть не может, а сравнивать стоимость нематериальных активов между собой бывает некорректно. Такая же позиция озвучена в Письме Минфина РФ от 29.12.20 N 07-04-09/115445.

Отражение стоимости ТЗ при переоценке в учете

Нормативные документы не содержат правил отражения в бухгалтерском учете операций по переоценке стоимости НМА. Поэтому компании должны самостоятельно разработать порядок учета и закрепить его в Учетной политике. Одним из вариантов выступает обособленное отражение в учете результатов переоценки, а сумма дооценки относится на добавочный капитал компании.

Для налогового учета используются правила, предусмотренные ПБУ 18/02, согласно которым разница между бухгалтерской и налоговой стоимостью актива признается временной. Она формирует отложенный налоговый актив и ежемесячно уменьшается на разницу бухгалтерской и налоговой амортизации, что приводит к уменьшению или погашению отложенного налогового актива.

Варианты переоценки Товарных знаков

Учитывая все нюансы законодательного регулирования и учета переоценки товарных знаков, на сегодняшний день можно предложить два варианта переоценки.

  • Модернизация товарного знака.

По истечению срока действия товарного знака он подлежит перерегистрации. Соответственно у компании появляются дополнительное расходы (затраты на регистрацию и т.д.). Одновременно с эти увеличивается срок полезного использования. Таким образом, у компании остаточная стоимость будет уже не 0 рублей, а определенная денежная сумма, которую в дальнейшем возможно переоценить.

  • Продажа товарного знака дочке, которая отразить этот актив у себя на балансе по цене покупки, т.е. по рыночной стоимости. У материнской компании дочерняя отражается по строке финансовые вложения. Поэтому в материнской компании мы увидим этот актив по объективной рыночной стоимости, но по строке финансовые вложения.  

Стоимость услуг

Прайс на выполнение проекта

Оценка нематериальных активовдог
Оценка товарного знака30000 Р

Необходимые документы

Описание:
  • Свидетельство на товарный знак (знак обслуживания); 
  • Краткое описание коммерческого использования товарного знака и данные об источниках и величине получаемых доходов от использования товарного знака; 
  • Сведения о наличии обременений у товарного знака, включая обременение залогом или иными долговыми обязательствами; 
  • Сведения о наличии ограничений по использованию товарного знака, соглашений, контрактов, договоров, специальных налоговых обложений;

Количественные характеристики:
  • Бухгалтерская отчетность предприятия, владеющего товарным знаком за последние 3-5 лет (Форма № 1, 2);
  • Характеристики товаров (услуг), производимых под товарным знаком;
  • Данные о себестоимости (закупочных ценах) товаров (услуг), продаваемых под товарным знаком;
  • Бизнес-план коммерческого использования товарного знака, с указанием планируемой валовой выручки, затрат, чистой прибыли и др. показателей по годам. Бизнес-план должен быть одобрен руководителем предприятия;
  • Ожидаемый срок полезной жизни (сохранения преимуществ) объекта;
    -создание товарного знака или приобретение имущественных прав на товарный знак, если он приобретался;
    -правовую охрану товарного знака;
    -маркетинг и рекламу товаров (услуг), произведенных с использованием товарного знака.

В зависимости от целей и назначения оценки данный пакет документов может быть пересмотрен при согласовании с Заказчиком.

Наши партнеры

Логотип компании Открытие
Логотип компании Сбер
Логотип компании ВТБ
Логотип компании Газпромбанк
Логотип компании Банк Санкт-Петербург
Логотип компании Росбанк
Логотип компании ПСБ
Логотип компании Raiffeisen Bank

Наши клиенты

В нашей базе более 5000 довольных клиентов

Логотип компании Транснефть
Логотип компании TATNEFT
Логотип компании Сбер
Логотип компании Raiffeisen Bank
Логотип компании СберТройка
Логотип компании Евросиб
Логотип компании Адамант
Логотип компании ЛСР
Логотип компании LiveTex
Логотип компании Технониколь
Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Архив Блога

Видео по теме: