• Дата публикации: 06.05.2024
  • Количество показов: 216
  • Время чтения: 5 мин.

Провели оценку ставок роялти

Заявка на услугу "Провели оценку ставок роялти"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Оценка выполняется экспертами с опытом работы >5 лет. У нас есть все актуальные квал.аттестаты по направлениям (недвижимость, движимое имущество, бизнес)
Мы всегда соблюдаем сроки проекта. Нам важно показать результат в сжатые сроки
В стоимость включена бесплатная поддержка Отчетов (корректировка, устранение замечаний)
С Вами общаются только самые вежливые сотрудники.
Мы доводим сложные проекты до результата. К нам обращаются в ситуациях, когда другие эксперты не справились
Провели оценку ставок роялти

К нам обратилась юридическая компания, представляющая интересы владельца товарных знаков, для определения ставок роялти. Цель оценки – определение рыночных ставок роялти для обоснования их размера. Отчет об оценке в данном случае является не обязательным, но сильно поможет компании при налоговой проверке. Почему это важно? Читайте в этом кейсе.

Какие могут быть вопросы к размеру роялти и зачем нужна оценка?

Завышение ставок роялти:

  • Лицензионный договор, составленный между взаимозависимыми компаниями, может навести налоговые органы на мысль об уходе от налогов, пример – Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2023 № 17АП-8054/2023-АК по делу № А60-34102/2022.
  • Лицензионный договор, заключенный с иностранной компанией, с которой заключено соглашение об избежание двойного налогообложения, также приведёт налоговые органы к мысли об уходе от налогов, пример – Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.03.2022 № 09АП-7243/2022 по делу № А40-113102/2021.

В обоих случаях расходы на выплату роялти являются экономически необоснованными (завышенными). Поэтому основным обвинением со стороны налоговой стало – занижение базы по налогу на прибыль. В итоге это привело к доначислению налогов, а также пеней и штрафов. Рекомендуем ознакомиться с вышеприведенными делами, чтобы понимать:

  • Каким образом налоговая инспекция устанавливает взаимозависимость компаний?
  • Существует ли срок исковой давности в 3 года?
  • Что является подтверждением развития бренда правообладателем?
  • Какие расходы можно зачесть для расчета налога на прибыль? 

Занижение ставок роялти:

  • Также, обвинение может быть и в занижении ставки роялти, что ведет к убыткам владельца. Такие случаи более редкие, но все же есть., пример – Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.08.2022 по делу № А40-127011/2018. В подобных делах могут возникать корпоративные споры.

Риском является то, что изначально заниженный размер роялти может быть в будущем оспорен, а убытки придется возмещать лицензиату. 

А когда проводится независимая оценка, то риски на себя берет оценщик. Заказчик получает Отчет об оценке – официальный документ, составляемый в соответствии с ФЗ №135 и ФСО I-VI, XI, которые описывают последовательный процесс исследования, расчетов и обоснования стоимости. В любых сделках с имуществом, где фигурирует стоимость имущества, если эта стоимость определена оценщиком, то и ответственность за неё будет нести оценщик. Стороны сделки снимают с себя данный риск.

Знакомство с объектами оценки

На начальном этапе мы запросили:

- номера товарных знаков;

получив их, мы ознакомились с имеющейся информацией о товарных знаках в Роспатенте: уточнили правообладателя, проверили наличие обременений, дату регистрации товарных знака и оставшийся срок действия, перечень товаров и услуг, на которые распространяет действие ТЗ.

- основные условия предполагаемого к заключению лицензионного договора;

исходя из этой информации мы формируем представление о том, что именно получит лицензиат в результате сделки - способы использования товарных знаков (какие группы товаров может выпускать/продавать лицензиат), ограничения по географии (в каких регионах страны лицензиат может выпускать/продавать товары с использованием товарного знака), срок на который товарный знак предоставляется в пользование.

- планируемая выручку по товарам (товарным группам), которые выпускаются под оцениваемыми товарными знаками;

это важно для понимания масштаба использования товарного знака, объема выпускаемой продукции, потенциальной узнаваемости товарного знака.

Обсуждаем условия

После того как подробнее познакомились с объектами и задачами, мы составили план дальнейших действий. Далее познакомили с ним заказчика, а также проинформировали о сроках и стоимости работ. Согласовали и подписали договор – запустили проект в работу.

Как и чем обосновывается размер роялти в Отчете об оценке?

Ранее мы изучили товарные знаки и сформировали представление о них, переходим к анализу рынка.

1) Проводится анализ рынка, в рамках которого используются товарные знаки

Мы изучили рынок, к которому относятся товары, выпускаемые под ТЗ. На этапе анализа рынка формируем представление:

- о текущей ситуации на рынке;

- об основных игроках - конкурирующих брендах, занимаемых ими позициях и распределении сегментов, объемов;

- о соотношении показателей товарных знаков, по которым необходимо рассчитать ставки роялти и конкурентов;

- рассматриваются перспективы рынка.

Сформировали объективное представление о позициях товарных знаков на рынке, потенциале рынка, мы перешли к расчетам.

2) Рассчитывается размер роялти

Расчеты мы проводили в рамках сравнительного подхода.

В странах, относимых к экономической категории «Развитые», информация о размерах роялти по сделкам является общедоступной. Например, сервис – royaltyrange.com, где информация предоставляется при условии наличия платной подписки. Положа руку на сердце скажем, что подписка не дешевая. Но она своих денег стоит.

В разных странах и отраслях стандартный формат выплат может быть разным, например:

- фиксированный размер, выраженный в денежных единицах;

- фиксированный размер % от выручки/прибыли;

- динамичный размер, в зависимости от объемов;

- фиксированный размер + % от выручки/прибыли.

Чтобы определить ставку роялти, необходимо учесть несколько групп факторов: правовые, экономические и зависимость участников сделки. Во всех группах присутствует по несколько факторов, всего до 20.

Приведем некоторые из них:

- эксклюзивность и сроки предоставления. Размер роялти может определяться для долгосрочного договора, а может для сезонной коллекции товаров;

- динамика продаж реализуемых под товарным знаком товаров/услуг;

- маржинальность – вклад товарных знаков в конечную прибыль в сравнении с конкурирующими брендами оказывает существенное влияние;

- география реализации и потенциал локальных рынков. Наибольшим спросом товары и услуги пользуются в естественных для них локациях, а размер локального рынка задает объемы;

- характерные для отрасли стандарты качества и контроля. Риски на рынке недорого текстиля и медицинского оборудования значительно отличаются;

- способность лицензиата влиять на продвижение товарного знака и увеличение доли рынка. Приобретение прав на индивидуализацию крупным игроком предполагает рост динамики выпуска и продаж, следовательно – рост доли рынка, а значит и увеличивает силу бренда.

Сложность заключается в том, что в России информация о ставках роялти по заключенным лицензионным договорам носит конфиденциальный характер и не публикуется. Исключение, когда ставка роялти все же может быть опубликована – судебные разбирательства, в таких случаях информация становится доступной. Ещё одним из источником являются публикуемые ежегодно для оценщиков данные рынка, с диапазоном ставок роялти по отраслям.

Итак, в нашем распоряжении были данные, ставшие публичными, и диапазоны ставок роялти по каждому из сегментов рынка с вариантом для индивидуализации «Товары» и «Услуги». Так как диапазон размера роялти может быть достаточно широкий, например – от 1% до 10% от выручки, т.е. разница в выплате может достигать 10 раз (зачастую разница не более чем в 2-3 раза), нам оставалось определить значение из диапазона и обосновать свой выбор.

Определив значения всех факторов для товарных знаков, мы произвели расчет и получили итоговый результат.

3) Оформляется Отчет об оценке

Составление Отчета об оценке может показаться со стороны формалистикой, однако, мы смотрим на это иначе – это наиболее ответственный момент в нашей работе. На данном этапе помимо соблюдения базовых ФЗ №135 и ФСО, необходимо раскрыть и объяснить проделанную работу, чтобы её результат был понятен и обоснован, а возможные вопросы исключены.

Что в итоге?

Клиент заключил лицензионный договор с величинами ставок роялти, определенные нами. Мы изучили все аспекты ставок, поэтому берем на себя ответственность и гарантируем их обоснованность. С момента предоставления данных для ознакомления с товарными знаками и подписания договора до готовности Отчета об оценке, прошло 5 рабочих дней.

Стоимость услуг

Прайс на выполнение проекта

Оценка ставки роялти30000 Р

Наши партнеры

Логотип компании Открытие
Логотип компании Сбер
Логотип компании ВТБ
Логотип компании Газпромбанк
Логотип компании Банк Санкт-Петербург
Логотип компании Росбанк
Логотип компании ПСБ
Логотип компании Raiffeisen Bank

Наши клиенты

В нашей базе более 5000 довольных клиентов

Логотип компании Транснефть
Логотип компании TATNEFT
Логотип компании Сбер
Логотип компании Raiffeisen Bank
Логотип компании СберТройка
Логотип компании Евросиб
Логотип компании Адамант
Логотип компании ЛСР
Логотип компании LiveTex
Логотип компании Технониколь
Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Архив Блога