Оценка имущества при поступлении на баланс организации

Оценка имущества при поступлении на баланс организации

Заявка на услугу "Оценочные услуги Оценка движимого имущества" Подробнее об услуге "Оценочные услуги Оценка движимого имущества"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Оценка выполняется экспертами с опытом работы >5 лет. У нас есть все актуальные квал.аттестаты по направлениям (недвижимость, движимое имущество, бизнес)
Мы всегда соблюдаем сроки проекта. Нам важно показать результат в сжатые сроки
В стоимость включена бесплатная поддержка Отчетов (корректировка, устранение замечаний)
С Вами общаются только самые вежливые сотрудники.
Мы доводим сложные проекты до результата. К нам обращаются в ситуациях, когда другие эксперты не справились

Использовать активы предприятия возможно только после постановки их на баланс. Это касается как производственной деятельности, так и совершения юридически значимых действий. На основании баланса оцениваются финансовые показатели компании, рассчитывается налогооблагаемая база, анализируется эффективность использования имущества.  Именно поэтому все активы должны быть правильно отражены.

По общему правилу, имущество на баланс предприятия принимается по цене приобретения. Информация о цене берется из договоров, платежных поручений, товаросопроводительной документации. Зачастую, в практике возникают ситуации, когда предприятие получает имущество безвозмездно. Однако для бухгалтерского учета необходим конкретный денежный эквивалент, отражаемый в регистрах. В таких случаях компании обращаются за помощью к профессиональному независимому оценщику.

Вопросы постановки имущества на баланс регулируются ПБУ 6/01, которое содержит характеристике основных средств. Так, основном средством признается имущество, стоимость которого свыше 40 тыс. рублей, а срок эксплуатации составляет не менее 1 года.


В каких случаях может понадобиться оценка

Определение рыночной стоимости активов аналитическим путем производится в следующих случаях:

  • Поступление активов в качестве дара и по другим безвозмездным сделкам;
  • Принятие на учет материалов, запасных частей, агрегатов и т.д., полученных при демонтаже или разборе основных средств в результате их ликвидации и/или вывода из эксплуатации;
  • По результатам проведенной инвентаризации в случае выявления неучтенных объектов;
  • Увеличения уставного капитала за счет передачи доли в натуральном выражении;
  • Самостоятельного создания актива (например, разработка программы или изготовление деталей своими силами).

Для каких целей проводится оценка

По результатам оценки предприниматель получает Отчет, в котором указывает стоимость имущества. Оформленный по установленным правилам документ, является единственным основанием для принятия имущества на бухгалтерский баланс.

Помимо этого, отчет об оценке понадобится для:

  • Подтверждения корректности данных при составлении годового отчета и проведении аудиторской проверки;
  • Доказывания правильности исчисления налогооблагаемой базы при налоговых проверках;
  • Предоставления в судебные органы, контрагентам и другим лицам при возникновении спорных ситуаций;
  • Подтверждения финансовых результатов при составлении отчета для учредителя.

Процедура оценки для постановки имущества на баланс

При проведении оценки специалист изучает исходные данные, проводит всесторонний анализ рынка и имеющейся информации, проверяет корректность оформления и наличие необходимых документов, выбирает наиболее эффективный метод оценки стоимости и делает соответствующие расчеты. Все это требует специальных знаний, опыта и аналитических способностей.

Способы определения стоимости

Для установления стоимости имущества в целях последующего его учета используют затратный подход. Он заключается в выявлении объекта аналогичного оцениваемому и калькуляции всех расходов, понесенных компанией на его приобретение или создание за вычетом сумм физического, морального и внешнего износа. Так же допускается брать информацию о стоимости аналогичных объектов из официальных источников. 

Например, при проведении инвентаризации на предприятии выявили активы, в отношении которых отсутствует документация. Даже для утилизации таких объектов их первоначального необходимо поставить на баланс. Ведь затраты на утилизацию должны быть обоснованы и отнесены на определенный объект. Не говоря уже о случаях, когда компания намерена реализовать выявленные. При этом, нельзя указать примерную стоимость, или посмотреть цену таких же объектов на рынке. Так как любая цифра должна быть обоснована и проверяема.

Можно провести оценку самостоятельно

Казалось бы, нет ничего сложного в сборе информации об аналогичных объектах на рынке и их стоимости. И почему бы не поставить свой объект на учет по средневзвешенной цене. Однако такой способ в дальнейшем приводит к некорректности отображения данных в бухгалтерском и налоговом учете, за что нашим законодательством предусмотрена ответственность. 

Достоверная стоимость определяется на основании анализа и оценки информации, даже если в качестве ее источника оценщик использует доступные всем ресурсы. Ведь даже для сопоставления цены тяжело найти абсолютно идентичный актив (того же производителя, функционала, даты производства, интенсивности использования и т.д.). Поэтому полученные данные корректируются с учетом различных коэффициентов.

Кроме того, самостоятельный расчет не имеет официального статуса и не является юридически значимым документом. Его не удастся использовать при взаимодействии с контрагентами, проверяющими органами и судебными инстанциями.

Компания «1Капиталь» уже более 10 лет успешно проводит оценку различных объектов для всех целей, в том числе для постановки имущества на баланс. Среди основных направлений нашей деятельности оценка:  

  • Коммерческой и некоммерческой недвижимости;
  • Транспортных средств (автотранспорт, железнодорожный, водный);
  • Движимого имущества (материалов, оборудования, установок и т.д.);
  • Бизнеса (стоимость предприятия, инвестиционная привлекательность, финансовые результаты);
  • Земельных участков;
  • Ценных бумаг (акции, облигации, векселя);
  • НМА (объекты авторского права, патенты, ноу-хау, секреты производства, средства индивидуализации).

Часто задаваемые вопросы 

Вопрос: "Обязательно ли должно быть имущество на балансе, чтобы сделать оценкуимуществу?"
В данной статье мы подробно рассмотрели вопрос оценки имущества для постановки его на баланс. Таким образом, отвечаем на вопрос – можно.

Вопрос: "Требуется ли оценка имущества муниципальных образований при постановке на баланс?"

Ответ: Независимо от того, кто выступает собственником имущества, при принятии его на баланс в обязательном порядке проводится оценка. Это правило закреплено в Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ. Согласно закону, любые операции с имуществом (принятие и снятие с баланса, аренда, продажа, лизинг и т.д.) требуют проведения обязательной оценки, для которой привлекаются независимые квалицированные оценщики.


Нередко муниципальные органы в процессе инвентаризации обнаруживают объекты, ранее неучтенные на балансе. Такими активами выступают: дамбы, заборы, игровые площадки, объекты благоустройства территорий и многое другое. Для них требуется проведение оценки. 
Вопрос: "Можно ли принять на баланс имущество, если с момента оценки прошло более 6 месяцев?"
Ответ: Требование к порядку проведения оценочных мероприятий, форме и содержанию отчета, а также сроку его валидности установлены ФЗ-№135 «Об оценочной деятельности в РФ» от 29.07.1998 г. и пункте 26 ФСО №1.

В экспертном документе стоимость объекта сформирована на дату оценки. Формулировка пункта 26 ФСО не содержит четкого указания на срок действия отчета. Лишь упоминается, что стоимость может быть признана рекомендуемой для совершения сделок, при условии, что оценка произведена не позднее 6 месяцев до самой сделки. При этом среди случаев не указана постановка на учет, которая сделкой не является. Кроме того вопрос, следует ли воспринимать рекомендательный характер в качестве обязательного требования, вызывает споры среди экспертов. Судебная практика по этому вопросу также складывается неоднозначно. Поэтому при совершении сделок целесообразно заказать новый отчет, а при постановке на учет руководствовать судебными актами региона.

Вопрос: "Как определяется стоимость бывших в использовании ОС?"

Ответ: Основные средства характеризуются продолжительным сроком полезного использования. В результате чего, первоначальная стоимость может быть значительно скорректирована за счет износа. Что приводит к ситуациям, когда балансовая стоимость и реальная (рыночная) стоимость значительно отличаются. Для получения адекватных данных о финансовых показателях компании необходимо установить реальную стоимость актива.


При приобретении бывших в использовании активов их стоимость устанавливается на основании договорной цены или суммы затрат на приобретение. В бухгалтерских регистрах операция отражается как обычная покупка, а стоимость считается первоначальной. Затраты на приобретение помимо цены самого товара могут включать:

  • расходы на различные услуги, в том числе консалтинговые;
  • стоимость транспортировки, тары, упаковки;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • невозмещаемые налоги.

Износ, который был начислен предыдущим собственником, при расчете не учитывается. Переоценку требуется произвести только, если стоимость значительно отличается от рыночной – выше или ниже более чем на 10%
Вопрос: "Как определяется стоимость для постановки имущества на баланс?"
Ответ: Есть два варианта формирования первоначальной стоимости объектов для постановки на учет: по цене приобретения и по рыночной стоимости, рассчитанной оценщиком. Цена приобретения включает в себя цену покупки или изготовления, транспортные расходы, ремонтные работы без НДС и акцизов.

Рыночная стоимость определяется если активы были получены на безденежной основе в результате:
  • Безденежных и безвозмездной сделки: дарения, обмена и др.;
  • Образования после ликвидации или демонтажа другого имущества
  • Получения в виде взноса в уставной капитал;
  • Обнаружения объектов в ходе инвентаризации;
  • Создания за счет собственных ресурсов.

В таких случаях определяется рыночная стоимость, которая зависит от конкретных характеристик и особенностей объекта, наличия документального оформления и стоимости аналогичного имущества на рынке. 
Вопрос: "В чем разница между постановкой имущества на баланс и взносом в уставный капитал?"
Ответ: Взносы в уставной капитал – это способ получения имущества, которое в последующем должно быть поставлено на баланс. Постановка на баланс – это учетная операция.  Для операций оприходования приобретенного актива затраты аккумулируются на счете 08. После передачи оборудования в эксплуатацию совершается - Дебет 01/ Кредит 08.

Передача имущества в уставный капитал не является расходной операцией, а относится к финансовым вложениям. Его стоимость утверждается участниками ООО на основании предварительно проведенной оценки.


Стоимость услуг

Стоимость работ

Оценка встроенного нежилого помещения14 900 Р
Оценка отдельно стоящего зданияот 34 900 Р
Оценка имущественного комплексадог.
Оценка земельного участка с/х назначенияот 18 000 Р
Оценка земельного участка, массива (земли рекреационного назначения)дог.
Оценка земельного участка, массива (земли населенных пунктов)дог.
Оценка компьютеров, телефонов, средств связи500 Р
Оценка прочей техникидог.
Оценка специального оборудованиядог.
Оценка серийного технологического оборудованиядог.
Оценка прицепов, полуприцепов3 000 Р
Оценка спецтехники5 000 Р
Оценка строительной техники5 000 Р
Оценка легкового автомобиля, мотоцикла3 900 Р
Оценка грузового автомобиля, автобуса5 000 Р
Оценка программного обеспеченияот 30 000 Р
Оценка мебелидог.
Оценка товарно-материальных ценностейдог.
Оценка нематериальных активовдог.

Необходимые документы

  • Ведомость основных средств на начало года (в электронном и текстовом виде);
  • Для оборудования: полное наименование объекта: марка, модель, серия; Завод (фирма),страна — изготовитель; Год выпуска; Технические характеристики объекта (мощность, масса, размеры, пробег, производительность и т.п.);
  • Для недвижимости: Технический паспорт на улучшение; Поэтажный план; Свидетельство о государственной регистрации права, либо договор купли – продажи, либо иной документ, подтверждающий вид права на недвижимость.

Настоящий перечень не является исчерпывающим и окончательно определяется нашими специалистами совместно с Заказчиком.

Наши партнеры

Наши клиенты

В нашей базе более 5000 довольных клиентов

Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 5.000 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)

Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога
Количество показов: 8069
15.08.2022

Возврат к списку