МАГАЗИН ДОКУМЕНТОВ

Методика самостоятельной оценки сервитута
2019-07-02_13-45-47.png 2019-07-02_13-45-34.png 2019-07-02_13-46-12.png
Подробные методики для самостоятельной оценки сервитута на 16 стр. В данном материале Оценщик описывает по шагам откуда берет каждую цифру и каким образом происходит расчет платы за сервитут. 
Вариант 1
Установление сервитута общей площадью 1 000 кв. м, на земельном участке возле гипермаркета для проезда к АЗС.
Вариант 2
Установление сервитута общей площадью 3 000 кв. м, на земельном участке в лесу, для строительства моста, Ж/Д путей.
590 руб.
Сервитут в отношении линейных объектов (газопровод, ЛЭП и других)

Сервитут в отношении линейных объектов (газопровод, ЛЭП и других)

Оценка выполняется экспертами с опытом работы >5 лет. У нас есть все актуальные квал.аттестаты по направлениям (недвижимость, движимое имущество, бизнес)
Мы всегда соблюдаем сроки проекта. Нам важно показать результат в сжатые сроки
В стоимость включена бесплатная поддержка Отчетов (корректировка, устранение замечаний)
С Вами общаются только самые вежливые сотрудники.
Мы доводим сложные проекты до результата. К нам обращаются в ситуациях, когда другие эксперты не справились

Для улучшения нормативно-правовой базы при установлении сервитутов с целью возведения и эксплуатации линейных сооружений есть объективные предпосылки, которым в действующем Законодательстве уделяется недостаточно внимания.

Подробные примеры расчета "обычного" сервитута приведены в основной статье.

Основная причина сложившейся ситуации – специфический характер такой недвижимости как линейные объекты, которые отличаются неделимостью и сложностью.  

На сегодняшний день инфраструктура (такая как социальная, или производственная) не может развиваться, если нет достаточного количества линейных сооружений. Как и в других общественно-правовых отношениях, для регулирования вопросов обеспечения энергией, передачи продукции и сырья, необходимо всестороннее регулирование и установление прозрачных требований участникам таких правоотношений. Ведь именно это в результате определяет, насколько они удовлетворены и может ли развиваться экономика. И что еще более важно, это объекты стратегического значения, которые необходимы для функционирования всего государства.

Одним из важнейших практических вопросов является необходимость в сервитуте в случае, когда возникает проблемная ситуация, а также наличие альтернативных способов ее разрешения. Если без сервитута все-таки не обойтись, он должен быть установлен с минимальным обременением для земельного участка, на котором устанавливается.  


Очевидно, что не представляется возможным охватить все варианты установления сервитута, который был бы наименее обременительным. Но вполне возможно закрепить ключевые принципы и базовые требования, которые следует выполнять.  

В статье 23 Земельного Кодекса РФ можно определить критерии наименее обременительного публичного сервитута, установив ограничения на возведение линейных объектов на землях водного и лесного фондов, сельскохозяйственного назначения, территориях с особым режимом охраны, а также на землях запаса. Главное основание для принятия решения об установлении сервитута - не должно быть иных вариантов. Причем размещение сервитута следует производить исключительно вдоль дорог и в пределах полей севооборотов в случае исчерпания других вариантов. Еще одно ключевое правило – должно соблюдаться требование минимизации отрицательного влияния на окружающую среду.

Если не удается прийти к соглашению по установлению частного сервитута, либо его условий, лицо, требующее его установления, обращается с иском в суд, по решению которого и производится соответствующая операция. 

При этом обязательства по доказательству того обстоятельства, что недвижимость невозможно нормально эксплуатировать, либо невозможно установить сервитут без включения в договор соответствующего условия, ложатся на истца. 

Обязательное условие для установления сервитута – отсутствие возможности для обеспечения интересов истца другим способом.

Примечателен такой случай из практики. Истец предъявил требование об установление сервитута, в рамках которого он получил бы возможность использовать принадлежащие ответчику коммуникации, которые предназначались для обслуживания сооружения. Суд удовлетворил иск, мотивируя свое решение тем, что в случае отсутствия в помещениях истца канализации, прекращения водо- и теплоснабжения - он не сможет их эксплуатировать, а это является нарушением его прав как собственника. 

В пункте 1 статьи 274 Гражданского Кодекса прямо прописана возможность прокладывать трубопроводы, линии связи и электропередачи, а собственник недвижимого имущества наделяется правом выступить с требованием установить частный сервитут.

Однако при практическом применении этой нормы возникает вопрос, что следует брать за основу, если потенциальный сервитуарий может реализовать свои права одним способом, то есть через сервитут, но при этом его можно установить в отношении кого-то из нескольких соседей, владеющих недвижимостью.

Проиллюстрируем эту проблему. Заявление компании Т. об установлении сервитута было удовлетворено судом, вследствие чего предоставлена возможность проезжать по железнодорожным путям, принадлежащим компании Н. При этом вагоны можно было подавать с путей, пребывающих в федеральной собственности, на принадлежащий истцу подъездной путь несколькими маршрутами через подъездные пути компаний Н. и К. Именно этот факт ответчик привел в качестве довода в своей кассационной жалобе. В этом случае необходимо решить, имущество какого из собственников будет обременено существеннее. У суда, к сожалению, нет возможности сравнить степени подобного обременения.

Оценка сервитутов линейных объектов

Крайне важным вопросом с точки зрения правоприменительной практики является также оценка сервитута линейных объектов. Публичный и частный сервитуты отличаются по такой характеристике как платность. 

Например, энергетические компании должны в своей деятельности руководствоваться тарифным Законодательством. Поэтому для них практически невозможно проводить мероприятия по межеванию участков земли, регистрации линейных объектов и прав, вытекающих из сервитута. И если даже предусмотреть такую возможность, все расходы будут нести обычные потребители в виде повышения цен на энергоресурсы.

Как и в Гражданском Кодексе (п. 5 ст. 274), в Земельном (п.6 ст.23) зафиксировано право собственника участка, в отношении которого действует частный сервитут, на получение соразмерной платы. То есть на возмещение своих расходов за счет лиц, в пользу которых это обременение установлено. 

В упомянутых нормах указано также, что иное может предусматриваться федеральным законом. Таким образом, не исключается возможность установления сервитута на бесплатной основе и возникновение ситуаций, когда определить размер платы владельцу земли невозможно. Но на сегодня таких норм в Законодательстве нет.

Определение платы за использование недвижимости в рамках сервитута – это право собственника участка или лица, владеющего им на других законных основаниях, и именно он является инициатором реализации этого права. При этом даже в случае установлении бесплатного сервитута право на возмещение расходов может быть реализовано в силу неотторгаемости. В связи с этим сомнительной видится позиция правоведов, считающих, что отечественный сервитут отличается от предусмотренного в римском праве своей возмездностью.

С одной стороны  - цена является существенным условием, и при ее отсутствии возмездный договор не может быть исполнен. В ст. 423 Гражданского Кодекса устанавливается презумпция возмездности договора гражданско-правого характера, которая применяется и к условию рассматриваемого договора о цене.

С другой стороны  - в договоре об установлении сервитута существенным условием является именно возмездность, а не размер платы. Это подтверждается практикой рассмотрения дел в арбитраже. Как считают суды, предусмотренное право владельца земли требовать плату не обусловлено наличием в соглашении об установлении сервитута условия об оплате. Наряду с частным и публичный сервитут характеризуется возмездностью. И в том, и в другом случае возможности собственника реализовывать свои права ограничены. Когда 3е лицо начинает пользоваться его имуществом, это приводит к повышению расходов на содержание.

Исходя из содержания Законодательства, это оценочная величина, так как каждый раз определяется по разным критериям.  Применение сервитутов практикуется в разных регионах России, и плату за них можно рассчитать на основе цены, которая традиционно взимается при ограниченном использовании недвижимости. Примечательно, что при внесении информации о сервитуте в ЕГРП среди обязательных данных нет величины платы за сервитут. 

Все это позволяет сделать вывод о необходимости толкования такого понятия как «соразмерная плата». По частному сервитуту можно определять любую плату, но в случае с публичным такой свободы нет, так как для государственных структур и органов местного самоуправления действуют ограничения. Поэтому требуется фиксация на уровне государства базовых критериев определения платы при установлении сервитута. Публичные структуры будут ими руководствоваться и только корректировать с учетом специальных коэффициентов.

Федеральная служба земельного кадастра еще 17 марта 2004 года утвердила методические рекомендации по расчету оплаты за сервитут, но они не прошли регистрацию и не публиковались. В этих рекомендациях предусмотрено, что может происходить единовременная оплата сервитута или частями на протяжении срока его действия. Какой из вариантов выбрать, определяется в соглашении, судебном решении или нормативно-правовом акте, на основании которого устанавливается сервитут.

Плательщиками являются такие субъекты:

  • лицо, в интересах которого установлен сервитут – если он частный;
  • органы власти или местного самоуправления – когда устанавливается публичный сервитут.

Плата, взимаемая за сервитут, включает в себя такие составляющие:

  • эквивалент реально причиненного ущерба без того, который связан с необходимостью досрочно прекратить обязательства перед сторонними лицами;
  • упущенная выгода, кроме причиненной по вышеупомянутой причине;
  • убытки, причиненные владельцу участка из-за досрочной остановки выполнения обязательств. 

Размер платы может оказаться отрицательным, и тогда собственник не может требовать каких-либо возмещений. При увеличении стоимости недвижимости благодаря сервитуту плата за него определяется с учетом расходов собственника, которые он несет в связи с обременением. 

Плата должна быть эквивалентна убыткам собственника участка на протяжении всего времени, на которое установлен сервитут. Конкретную сумму можно определить, руководствуясь правилами, утвержденными законодательством об оценочной деятельности. При этом, при использовании вышеупомянутых рекомендаций была бы возможность не только определять соразмерную плату, но и выявлять, какие из способов размещения линейных объектов менее обременительны.

Ущерб собственнику незастроенного участка определяется как разница между его рыночной стоимостью с учетом возникших из-за сервитута ограничений и без них. Руководствуясь результатами, полученными по такой методике, суды могли бы без труда определять, какой участок будет менее обременен. А собственник смог бы аргументировать требование определенной суммы возмещения. При этом, расчет в рамках такой методики произвести практически невозможно - кто-то видел объявления на рынке с предложением продать участок с сервитутом? Его стоимость сильно отличается от "базового варианта"?

В рекомендациях отдельно рассматривается вопрос упущенной выгоды, то есть недополученной из-за установления сервитута прибыли. Она определяется посредством дисконтирования потенциальных доходов, которые могли быть получены, если бы не нарушались права. Если из-за публичного сервитута собственник не может пользоваться участком, он имеет право требовать от соответствующих органов изъять эту недвижимость с возмещением ущерба или предоставлением аналогичного участка. Таким образом, происходит изъятие имущества для муниципальных или государственных нужд за счет бюджетных средств. Подписывается соглашение, проводится оценка, после чего орган власти изымает участок.


Чтобы обеспечить эффективную защиту права собственности, необходимо зафиксировать на законодательном уровне вопрос оплаты сервитутов разных видов. При этом следует закрепить, что все публичные сервитуты должны быть возмездными, а при серьезных сложностях с использованием участка должна повышаться оплата. 

Важно помнить, что плата за сервитут – это не получение прибыли от предпринимательской деятельности, а только компенсация. Методики определения оплаты не должны использоваться вслепую, иначе будет нарушен принцип ее соразмерности.

Порядок регистрации сервитута под линейные объекты в Росреестре

С 29.06.2021 года вступили в силу новые правила ведения Реестра недвижимости. Согласно этим правилам, устанавливается разный правовой режим для публичных и частных сервитутов.

Публичный сервитуты

Такие сервитуты не подлежат государственной регистрации в реестре прав, однако сведения о таком сервитуте вносятся в реестр границ.  Реестр границ будет содержать:

  • Информацию об органе, принявшем решение об установлении, реквизиты документа и источник опубликования;  
  • Цель – строительство линейного объекта;
  • Срок действия;
  • Местоположение границ;
  • Сведения об обладателе права на публичный сервитут.

В течение 5 рабочих дней орган, вынесший решение, обязан передать соответствующую информацию в Госреестр. На основании этих сведений автоматически будут внесены данные в реестр границ.

Частный сервитут

Для внесения сведений в реестр о частном сервитуте собственник и/или лицо, приобретшее права на земельный участок, подают заявление о регистрации. Собственник регистрирует обременение, а лицо, в пользу которого установлен сервитут – вещное право на пользование земельным участком.

Заявление можно направить один из следующих способов:

1.      Лично

  • В кадастровую палату
  • В МФЦ
  • Через нотариуса

2.      Дистанционно

  • Почтовым отправлением
  • Через Госуслуги

Документы можно направить в орган регистрации либо по месту жительства/нахождения заявителя, либо по месту нахождения земельного участка.

Вместе с заявлением в обязательном порядке предоставляется соглашение об установлении сервитута либо решение суда и исполнительный лист по нему. 

За внесение сведений в реестр ЕГРН предусмотрена оплата государственной пошлины. Ее размер составляет 6000 руб. если сервитут предоставлен юр. лицу и 1500 руб. если физическому.

Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута

Сервитут в целях размещения и эксплуатации линейных объектов устанавливается в специальном порядке. Для этого заинтересованное лицо подает ходатайство в государственный орган с указанием причин и целей сервитута, срока действия и границ.

С ходатайством могут обратиться:

1. Субъекты естественных монополий. К ним относятся юридические лица,, производящие товары, которые не могут быть заменены аналогами. Данные предприятия работают в условиях отсутствия конкуренции в силу технологических особенностей производства. Примерами естественных монополий выступают предприятия связи, водоснабжения, ТЭК, захоронения отходов и другие. Информация о субъектах естественных монополий содержится в реестре ФАС РФ.

Целью установления сервитута является необходимость возведения инженерных сооружений, их реконструкция и эксплуатация, проведения изысканий. Такие сооружений должны быть необходимы для осуществления основной деятельности компании и размещение их на других участках невозможно в силу технических и технологических причин.

Еще одним основание для подачи ходатайства выступает перенос инженерного сооружения естественной монополии в связи с изъятием земельного участка.

2. Владельцы объектов транспортной инфраструктуры для:

  • Складирования материалов и размещения специализированной техники на время ремонта, реконструкции и строительства;
  • Обустройства переездов и других объектов в местах пересечения автомобильных и железнодорожных путей;
  • Строительства автомобильных и железнодорожных дорого в туннелях;
  • Проведения изысканий.

3. Организации, которые на основании закона или заключенного с органами государственной власти договора осуществляют деятельность, для которой можно установить сервитут. 

Вопрос-ответ

Вопрос: Какие линейные объекты могут размещаться на условиях сервитута?

Ответ: Сервитут является вынужденной мерой, то есть, когда иначе поступить по Закону нет возможности, но это необходимо для соблюдения прав. Поэтому все линейные объекты могут быть размещены на условиях сервитута, если такая необходимость есть. Другое дело в разграничении самого сервитута, он может быть публичный, а может быть частный. 


В статье 274 Гражданского кодекса РФ говорится о том, что собственник земельного участка может заключить соглашение о сервитуте и получать соразмерную плату за обременение. Однако, если собственник не согласится на условия обременения, все разногласия разрешаются в судебном порядке. В этой же статье как раз и приведены данные о том, что через частные земельные участки могут проходить линейные объекты. То есть нет отдельного указания на конкретные объекты, значит, подразумеваются все линейные объекты. 


Также статья 39.37 ЗК РФ прописывает цели установления публичного сервитута. Поэтому рекомендуем в каждом случае детально определять исходные данные.

Вопрос: Может ли подземная газовая труба проходить по проезжей части дороги?

Ответ: Сразу хочется отметить, что монтаж газопровода осуществляется на основании Проекта. Указанный вопрос урегулирован рядом технических нормативных актов, в том числе:

  • СП 62.13330.2010 "Газораспределительные Системы";
  • СП 42-101 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб";
  • СП 42-102 "Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб";
  • СП 42-103 "Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов".

Согласно данным Актам, наружный газопровод - подземный, наземный и (или) надземный газопровод, проложенный вне зданий до наружной конструкции здания. Ни в одном из указанных актов нет запрета на проектирование и монтаж газопровода вблизи дороги.


В СНиП 42-01-2002 отмечено, что при прокладке газопроводов в придорожной полосе автомобильных дорог, магистральных улиц и дорог, улиц и дорог местного значения на расстоянии менее указанных в таблице В.1* приложения В* на участке сближения глубину заложения следует принимать не менее 2,0 м с укладкой газопровода в футляр с соблюдением требований подраздела 5.5 и при условии выполнения мероприятий, исключающих повреждение конструктивных элементов этих дорог и улиц.


Примечание - Решение должно быть согласовано с учетом технических условий, выданных организациями, в ведении которых находятся автодороги.

Таким образом, обустройство газопровода на проезжей части дороги принципиально не запрещено, однако оно должно быть выполнено в соответствии с техническими нормативными актами. Получить более подробную информацию применительно к конкретному проекту можно у органов Ростехандзора России.


Стоимость услуг

Стоимость работ

Оценка сервитута (право временного прохода и проезда, право пользования)от 20 000 Р4-5 дней
Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 5.000 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Сложно определиться? Закажите бесплатную консультацию

Необходимые документы

  • Выписка из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или Свидетельство о государственной регистрации права;
  • Кадастровый паспорт земельного участка;
  • Договор купли-продажи участка (при наличии);
  • Схема части земельного участка в отношении которой устанавливается сервитут;
  • Данные о площади сервитута.
Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 8711
08.07.2021

Возврат к списку