Мы отвечаем на ваши вопросы

Отправить свой вопрос
Быстрая оценка стартапа Джу

Быстрая оценка стартапа Джу

Многих интересует, как можно оценить стартап. Обратимся к опыту действующего оценщика. Осенью 2020 года ему поступил запрос от компании, которая хотела, чтобы Дмитрий оценил их стартап. К сожалению договориться о сотрудничестве не удалось. Однако Дмитрий решил оценить их бизнес в режиме онлайн самостоятельно. Ознакомиться со стартапом можно на сайте компании. Она предлагает видеопоздравления от звезд любому желающему.

Существует два ключевых подхода для оценки стартапа. Чаще всего стартап оценивается в следующих случаях: когда собственник хочет выйти из проекта и получить средства, либо наоборот – привлечь нового партнера или инвестора. 

Очень важно провести данную оценку корректно, не занизив реальную стоимость компании. Однако стартап – это достаточно неустойчивая конструкция, которая не сразу выходит на прибыль. И для того, чтобы прибыль начала поступать, часто приходится несколько раз переделывать продукт, который потенциально может быть интересным рынку. 

Бывает так, что кто-то начинает выпускать продукт и на данный момент он кажется актуальным и интересным. Однако через год, после того, как было потрачено много средств и вложены крупные инвестиций, становится понятно, что первоначальная версия стартапа была не совсем корректной. Для того, чтобы правильно оценить стартап необходимо обращаться к профессиональным оценщикам.

В первую очередь, когда проводится оценка стартапа, то выполняется аналитика того, что представлено на иностранном рынке. Российские компании редко создают что-то свое, а лишь копируют то, что уже есть либо в США, либо в Европе. К слову, на данный момент довольно активно развивается и становится для многих ориентиром и Китай. Поэтому если в США есть аналогичный проект, он уже привлекал раунды инвестиций и был оценен каким-то образом, то в оценке можно использовать эти данные с корректировкой на рынок.

В данном случае мы искали похожие проекты на российском рынке и удалось выявить десятки аналогичных компаний. Несколько сайтов и групп Вконтакте предлагают подобные услуги. Однако часто эти группы и сайты не привлекают особого внимания. Большая часть проектов, которые представлены на российском рынке, находятся в едва теплящемся состоянии.

Популярный американский стартап Cameo.com набрал себе в базу более 10 тысяч артистов. На поздравления установлены цены от 3 долларов до 50 тысяч долларов.

Первый базовый метод – это метод мультипликаторов. Он позволяет очень быстро оценить любой стартап. 

Однако в данном случае Дмитрий нашел только один американский стартап и достаточно скудную информацию. Поэтому метод мультипликаторов использовать довольно сложно.

Как же работает этот метод? К примеру, если речь идет о четырехзвездочной гостинице, то ее номер может быть оценен в диапазоне от 8 до 10 млн. рублей. Поэтому если в гостинице 100 номеров, то ориентировочно она стоит от 800 млн до 1 млрд рублей. Аналогично можно посчитать стоимость других видов бизнеса. Например, автомойку или ресторан. 

Но когда речь идет об IT-проектах, то чаще всего они оцениваются исходя из цены базы пользователей (цена за регистрацию, цена за активного пользователя). С другой стороны, стартап интересно оценивать с точки зрения потенциального дохода. Тогда берутся в расчет прогнозируемые денежные потоки, которые могут быть получены от реализации услуг.

Давайте вернемся к нашему примеру со стартапом с поздравлениями: можно увидеть, что в ТикТоке у него только 2 подписчика, на YouTube – пару десятков видео, которые набирают всего по несколько просмотров, и 50 подписчиков. В Инстаграме последний пост был сделан 30 сентября 2020 года, все посты набирают буквально пару лайков, а в группе Вконтакте состоят всего лишь 9 человек. В открытых источниках Дмитрию не удалось найти информацию по выручке этой компании. Судя по социальным сетям также не виден огромный потенциал компании, учитывая, что есть всего пара подписчиков. Поэтому даже если у компании и есть продажи, то они единичные. Это значит, что говорить о какой-то стабильной и устойчивой денежной модели не приходится.

Американский же стартап – это 2.000 записей в день, средний чек в 100 долларов, и годовой доход в 18 млн долларов. Поэтому этот стартап был оценен в июне 2020 года в 300 млн долларов. Но на рынке США данный стартап является топовым. А рассматриваемый проект – это один из многих блеклых проектов, который ничем не выделяется среди остальных. Поэтому доходный подход в данном случае использовать также нерационально.

Как же тогда можно оценить этот проект? 

Самое ценное в нем – это непосредственный сайт (движок), база контактов клиентов и контакты со звездами. Однако получить эту информацию не составит большого труда. Можно зайти на профиль любой знаменитости и увидеть данные для связи по вопросам рекламы. Поэтому в данном случае следует оценить затраты на разработку этого сайта и на работу по поиску контактов звезд. Подобный сайт можно оценить в пару десятков тысяч рублей плюс расходы на оплату труда. Таким образом, весь этот проект стоит около 50-100 тысяч рублей максимум.

Подробнее на канале "Бизнес по плану":

https://www.youtube.com/watch?v=Q6SrPIqTynQ&feature=youtu.be


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 107
08.01.2021
Вы нашли решение в нашей статье?

Архив новостей