• Дата публикации: 12.11.2019
  • Количество показов: 883
  • Время чтения: 3 мин.

Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?

Заявка на услугу "Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?

Почему стартапы стоят дорого? Все дело в смене бизнес-моделей за последние 30-40 лет. Раньше финансовые аналитики смотрели на финансовые показатели (выручку, чистую прибыль и т.д.). У компании была актуальная денежная модель, в которую и вкладывались инвесторы.

Сейчас же актуальна иная модель - капитализационная. Впервые эта модель появилась с возникновением Всемирной Паутины. Американские интернет-компании стали активно привлекать на открытом рынке деньги как организаций, так и частных лиц. Некоторые из привлекающих компаний стали оцениваться в суммы 500 годовых чистых прибылей, в то время как в реальном секторе бизнес оценивался в диапазоне 5-10 чистых годовых прибылей.

Подробнее про капитализационную модель

Два программиста разработали уникальное приложение для телефона. Это агрегатор всего общественного транспорта, который позволяет построить маршрут из точки А в точку Б, используя различные виды транспорта. В приложении можно сразу оплатить поездку и проехать по фиксированной цене.

Разработчики находятся в России и заняты поиском «местного» инвестора. Скажем, перспективный фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ) – на начальном этапе готов купить 7% стартапа за 2,5 млн. рублей. Это значит, что цена стартапа (его капитализация) – уже 36 млн. рублей. Часть из этих 2,5 млн. рублей пойдет на оплату аренды, акселерации и т.д.

После заключения первичной сделки подходит следующий этап, на котором новый инвестор готов купить за 5 млн. рублей долю в компании в размере 3,5%. На бумаге компания дорожает в 4 раза – доля фонда (7%) уже выросла с 2,5 млн. рублей до 10 млн. рублей.  То же самое наблюдается и на следующих этапах инвестирования.

При этом вся компания может быть в минусе, теряя с каждой поездки по 10% и оказываясь планово убыточными. А чтобы заработать, придется привлекать новых клиентов, демонстрировать показатели роста выручки. Очень многие стартапы так и не выходят в плюс. Например Facebook долгое время не понимал, каким образом он будет манитизироваться. Uber на сегодняшний момент до сих пор находится в убытках, ожидая введение автомобилей с автопилотом.

Давайте посмотрим на интересный график распределения стоимости группы стартапов: до 1 млрд. стоимости распределены более или менее равномерно. После 1 млрд. резко появляется огромное количество стартапов-единорогов.

Оценка стоимости стартапа

Почему так происходит? Когда компания стоит более 1 млрд. долларов, это некий показатель качества. И сейчас любой стартап стремится к капитализации в 1 млрд., чтобы показать, что он интересный и привлекательный для следующих раундов. Ключевая задача собственника такого стартапа – поднимать все новые раунды, привлекая финансирование, а финансовая модель часто остается прежней.

Как же происходит оценка этих стартапов? Финансовые модели, выручки и чистые прибыли в далеком прошлом! Когда проект только стартует, у него есть две глобальные статьи затрат:

  • затраты на создание продукта – компания несет эти расходы единожды и затем только поддерживает продукт;
  • затраты на маркетинг (привлечение новых клиентов).

Сегодня финансовые аналитики смотрят, сколько клиентов у компании, сколько стоит каждый из них, и как меняется динамика привлечения новых клиентов, какая у них вовлеченность, что аудитория думает о компании. Если стартап показывает хорошую вовлеченность аудитории, он может быть интересен для вложений.

Методы оценки могут быть вариативными. Первый вариант – на рынке уже имели место подобные сделки. Например, у компании, которая продавалась, было 1000 пользователей, ее передали  за 1000 у.е., а сейчас стартап с 500 пользователей и такими же характеристиками,  соответственно, будет стоить примерно 500 у.е.

Другой вариант – рассматривается выгода для конкретной компании. Это называется «инвестиционная стоимость».  Например, туристическая компания хочет приобрести убыточный агрегатор, но с большой базой клиентов. Это приобретение за определенную сумму позволит ей за несколько лет получить 100 млн. рублей. В таком случае необходимо перевести эти 100 млн. к настоящему моменту – получится стоимость убыточного стартапа для компании.

И последний момент – когда инвестор в принципе не понимает и не знает, как может заработать на этом продукте. Так, например, в свое время Facebook купил мессенджер Whatsapp и Google купил YouTube. После интеграции с основной платформой нередко появляется возможность монетезировать также уже существующих клиентов. Это значит, что инвестор просто оценивает имеющуюся аудиторию и прогнозирует, сколько сможет на ней заработать. 

Новое видео доступно на нашем YouTube канале: 

Стоимость услуг

Прайс на выполнение проекта

Оценка стартападог
Оценка малого бизнесаот 25 000 Р
Оценка среднего бизнесадог
Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят? 1 раз в месяц
Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят? Новости законодательства и финансов
Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят? Обновления видеоблога

Архив Блога