-
Дата публикации: 12.11.2019
-
Количество показов: 783
-
Время чтения: 3 мин.
Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?
Заявка на услугу "Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?"
Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%
Почему стартапы стоят дорого? Все дело в смене бизнес-моделей за последние 30-40 лет. Раньше финансовые аналитики смотрели на финансовые показатели (выручку, чистую прибыль и т.д.). У компании была актуальная денежная модель, в которую и вкладывались инвесторы.
Сейчас же актуальна иная модель - капитализационная. Впервые эта модель появилась с возникновением Всемирной Паутины. Американские интернет-компании стали активно привлекать на открытом рынке деньги как организаций, так и частных лиц. Некоторые из привлекающих компаний стали оцениваться в суммы 500 годовых чистых прибылей, в то время как в реальном секторе бизнес оценивался в диапазоне 5-10 чистых годовых прибылей.
Подробнее про капитализационную модель
Два программиста разработали уникальное приложение для телефона. Это агрегатор всего общественного транспорта, который позволяет построить маршрут из точки А в точку Б, используя различные виды транспорта. В приложении можно сразу оплатить поездку и проехать по фиксированной цене.
Разработчики находятся в России и заняты поиском «местного» инвестора. Скажем, перспективный фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ) – на начальном этапе готов купить 7% стартапа за 2,5 млн. рублей. Это значит, что цена стартапа (его капитализация) – уже 36 млн. рублей. Часть из этих 2,5 млн. рублей пойдет на оплату аренды, акселерации и т.д.
После заключения первичной сделки подходит следующий этап, на котором новый инвестор готов купить за 5 млн. рублей долю в компании в размере 3,5%. На бумаге компания дорожает в 4 раза – доля фонда (7%) уже выросла с 2,5 млн. рублей до 10 млн. рублей. То же самое наблюдается и на следующих этапах инвестирования.
При этом вся компания может быть в минусе, теряя с каждой поездки по 10% и оказываясь планово убыточными. А чтобы заработать, придется привлекать новых клиентов, демонстрировать показатели роста выручки. Очень многие стартапы так и не выходят в плюс. Например Facebook долгое время не понимал, каким образом он будет манитизироваться. Uber на сегодняшний момент до сих пор находится в убытках, ожидая введение автомобилей с автопилотом.
Давайте посмотрим на интересный график распределения стоимости группы стартапов: до 1 млрд. стоимости распределены более или менее равномерно. После 1 млрд. резко появляется огромное количество стартапов-единорогов.
Оценка стоимости стартапа
Почему так происходит? Когда компания стоит более 1 млрд. долларов, это некий показатель качества. И сейчас любой стартап стремится к капитализации в 1 млрд., чтобы показать, что он интересный и привлекательный для следующих раундов. Ключевая задача собственника такого стартапа – поднимать все новые раунды, привлекая финансирование, а финансовая модель часто остается прежней.
Как же происходит оценка этих стартапов? Финансовые модели, выручки и чистые прибыли в далеком прошлом! Когда проект только стартует, у него есть две глобальные статьи затрат:
- затраты на создание продукта – компания несет эти расходы единожды и затем только поддерживает продукт;
- затраты на маркетинг (привлечение новых клиентов).
Сегодня финансовые аналитики смотрят, сколько клиентов у компании, сколько стоит каждый из них, и как меняется динамика привлечения новых клиентов, какая у них вовлеченность, что аудитория думает о компании. Если стартап показывает хорошую вовлеченность аудитории, он может быть интересен для вложений.
Методы оценки могут быть вариативными. Первый вариант – на рынке уже имели место подобные сделки. Например, у компании, которая продавалась, было 1000 пользователей, ее передали за 1000 у.е., а сейчас стартап с 500 пользователей и такими же характеристиками, соответственно, будет стоить примерно 500 у.е.
Другой вариант – рассматривается выгода для конкретной компании. Это называется «инвестиционная стоимость». Например, туристическая компания хочет приобрести убыточный агрегатор, но с большой базой клиентов. Это приобретение за определенную сумму позволит ей за несколько лет получить 100 млн. рублей. В таком случае необходимо перевести эти 100 млн. к настоящему моменту – получится стоимость убыточного стартапа для компании.
И последний момент – когда инвестор в принципе не понимает и не знает, как может заработать на этом продукте. Так, например, в свое время Facebook купил мессенджер Whatsapp и Google купил YouTube. После интеграции с основной платформой нередко появляется возможность монетезировать также уже существующих клиентов. Это значит, что инвестор просто оценивает имеющуюся аудиторию и прогнозирует, сколько сможет на ней заработать.
Новое видео доступно на нашем YouTube канале:Стоимость услуг
Прайс на выполнение проекта | ||
Оценка стартапа | дог | |
Оценка малого бизнеса | от 25 000 Р | |
Оценка среднего бизнеса | дог |
Почему нам можно доверять?
- • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
- • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
- • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)