Аудиоверсия статьи

Uber, Facebook, Whatsapp. Почему стартапы дорого стоят?

Почему стартапы стоят дорого? Все дело в смене бизнес-моделей за последние 30-40 лет. Раньше финансовые аналитики смотрели на финансовые показатели (выручку, чистую прибыль и т.д.). У компании была актуальная денежная модель, в которую и вкладывались инвесторы.

Сейчас же актуальна иная модель - капитализационная. Впервые эта модель появилась с возникновением Всемирной Паутины. Американские интернет-компании стали активно привлекать на открытом рынке деньги как организаций, так и частных лиц. Некоторые из привлекающих компаний стали оцениваться в суммы 500 годовых чистых прибылей, в то время как в реальном секторе бизнес оценивался в диапазоне 5-10 чистых годовых прибылей.

Давайте поговорим подробнее про капитализационную модель

Два программиста разработали уникальное приложение для телефона. Это агрегатор всего общественного транспорта, который позволяет построить маршрут из точки А в точку Б, используя различные виды транспорта. В приложении можно сразу оплатить поездку и проехать по фиксированной цене.

Разработчики находятся в России и заняты поиском «местного» инвестора. Скажем, перспективный фонд развития Интернет-инициатив (ФРИИ) – на начальном этапе готов купить 7% стартапа за 2,5 млн. рублей. Это значит, что цена стартапа (его капитализация) – уже 36 млн. рублей. Часть из этих 2,5 млн. рублей пойдет на оплату аренды, акселерации и т.д.

После заключения первичной сделки подходит следующий этап, на котором новый инвестор готов купить за 5 млн. рублей долю в компании в размере 3,5%. На бумаге компания дорожает в 4 раза – доля фонда (7%) уже выросла с 2,5 млн. рублей до 10 млн. рублей.  То же самое наблюдается и на следующих этапах инвестирования.

При этом вся компания может быть в минусе, теряя с каждой поездки по 10% и оказываясь планово убыточными. А чтобы заработать, придется привлекать новых клиентов, демонстрировать показатели роста выручки. Очень многие стартапы так и не выходят в плюс. Например Facebook долгое время не понимал, каким образом он будет манитизироваться. Uber на сегодняшний момент до сих пор находится в убытках, ожидая введение автомобилей с автопилотом.

Давайте посмотрим на интересный график распределения стоимости группы стартапов: до 1 млрд. стоимости распределены более или менее равномерно. После 1 млрд. резко появляется огромное количество стартапов-единорогов.

Почему так происходит? Когда компания стоит более 1 млрд. долларов, это некий показатель качества. И сейчас любой стартап стремится к капитализации в 1 млрд., чтобы показать, что он интересный и привлекательный для следующих раундов. Ключевая задача собственника такого стартапа – поднимать все новые раунды, привлекая финансирование, а финансовая модель часто остается прежней.

Как же происходит оценка этих стартапов? Финансовые модели, выручки и чистые прибыли в далеком прошлом! Когда проект только стартует, у него есть две глобальные статьи затрат:

  • затраты на создание продукта – компания несет эти расходы единожды и затем только поддерживает продукт;
  • затраты на маркетинг (привлечение новых клиентов).

Сегодня финансовые аналитики смотрят, сколько клиентов у компании, сколько стоит каждый из них, и как меняется динамика привлечения новых клиентов, какая у них вовлеченность, что аудитория думает о компании. Если стартап показывает хорошую вовлеченность аудитории, он может быть интересен для вложений.

Методы оценки могут быть вариативными. Первый вариант – на рынке уже имели место подобные сделки. Например, у компании, которая продавалась, было 1000 пользователей, ее передали  за 1000 у.е., а сейчас стартап с 500 пользователей и такими же характеристиками,  соответственно, будет стоить примерно 500 у.е.

Другой вариант – рассматривается выгода для конкретной компании. Это называется «инвестиционная стоимость».  Например, туристическая компания хочет приобрести убыточный агрегатор, но с большой базой клиентов. Это приобретение за определенную сумму позволит ей за несколько лет получить 100 млн. рублей. В таком случае необходимо перевести эти 100 млн. к настоящему моменту – получится стоимость убыточного стартапа для компании.

И последний момент – когда инвестор в принципе не понимает и не знает, как может заработать на этом продукте. Так, например, в свое время Facebook купил мессенджер Whatsapp и Google купил YouTube. После интеграции с основной платформой нередко появляется возможность монетезировать также уже существующих клиентов. Это значит, что инвестор просто оценивает имеющуюся аудиторию и прогнозирует, сколько сможет на ней заработать. 

Новое видео доступно на нашем YouTube канале: 


12.11.2019

Вы нашли решение в нашей статье?

Архив новостей