• Дата публикации: 12.02.2020
  • Количество показов: 542
  • Время чтения: 3 мин.

Купить готовый бизнес: методы оценки. Семинар в Москве

Заявка на услугу "Купить готовый бизнес: методы оценки. Семинар в Москве"

Отправьте заявку на услугу и получите скидку 3%

Есть вопросы? Поможем! Ежедневно с 9:00 до 18:00

Купить готовый бизнес: методы оценки. Семинар в Москве

В рамках семинара были рассмотрены принципы оценки действующего бизнеса и стартапов. 

В чем разница между рыночной стоимостью и ценой? Цена – это уже сложившийся факт, а рыночная стоимость – наиболее вероятная цена, т.е. цена – определенная точка в сделке, а стоимость – плавающее понятие. 

Чем отличается бизнес от самозанятости? Самозанятость – это просто набор имущества, а бизнес – это команда, бизнес-процессы и в том числе набор имущества. В малом бизнесе чаще всего продают именно какие-то маленькие точки, по сути, это просто набор активов. 

Прежде чем перейти к оценке бизнеса, необходимо понять текущую ситуацию на рынке: изучить конкурентов, их продукт, каналы маркетинга, понять стоимость привлечения клиента и так далее. 

Три подхода для оценки бизнеса

Затратный, который основан на определении затрат на создание, покупку аналогичных активов за вычетом всех обязательств компании. 

Сравнительный, базирующийся на определении стоимости исходя из данных рынка, поскольку считается, что рынок максимально корректно определяет стоимость. 

Доходный, основанный на определении стоимости исходя из будущих планируемых доходов от деятельности данной компании.

Необходимо понимать, что затратный подход отражает прошлое, сравнительный подход показывает текущую ситуацию, а доходный подход основывается на будущем.

Очень важно осознавать, что оценка начинается со сбора информации. Невозможно оценить бизнес, не имея исходных данных о компании. Так, открывая Rusprofile по какому-либо юридическому лицу, можно увидеть всего лишь набор цифр и довольно часто компании маскируют прибыль. Чтобы корректно оценить бизнес, необходимо запросить всю информацию у его собственника, изучить материалы, которые приведены в открытых источниках, например, на сайте РБК, Минэкономразвития, Торгово-промышленной палаты. 

В рамках доходного подхода существует два метода: дисконтированных денежных потоков и прямой капитализации. Последний чаще всего не используется, потому что ситуация в России крайне нестабильна. А для этого метода нужно, чтобы денежные потоки были стабильны постоянно. 

В рамках затратного подхода также существует два метода: метод стоимости чистых активов и метод ликвидационной стоимости. Интересен именно метод стоимости чистых активов, с помощью которого можно сразу определить стоимость бизнеса. Для этого достаточно открыть третий раздел баланса. Там, однако, часто может быть непонятна расшифровка некоторых строк, в частности, подводные камни могут быть в строке «нематериальные активы», «основные средства», «финансовые вложения», «дебиторская задолженность», «кредиторская задолженность». 

Сравнительный подход чаще всего на нашем рынке не используется, потому что отсутствует достоверная информация об объектах-аналогах, т.е. при анализе рынка, если речь идет о малом бизнесе, невозможно найти достоверные сведения по продаже готового предприятия, потому что малый бизнес довольно часто продается из-за того, что по факту является убыточным. Сложно проводить какие-то корректировки, когда компания работает в минус.

Следующая подтема семинара – причины, по которым стоимость бизнеса в рамках трех вышеназванных подходов различается. В идеальных условиях стоимость должна быть одинаковой, но все зависит от того, какая компания оценивается. Если речь идет об огромном бизнесе с большим количеством активов, то преимуществом будет обладать затратный подход, показывающий  объективные результаты. 

Если речь идет об IT- компании, то уместен доходный подход как наиболее точный.

Оценка стартапа

Стартап – новый бизнес, еще не имеющей ретроспективной информации, поэтому делать достоверные прогнозы невозможно. 

Для оценки стартапов применяется, например, метод рыночных мультипликаторов. IT-стартапы чаще всего оцениваются исходя из стоимости пользователя. Например, в 2006 году Google купил YouTube исходя из цены пользователя в $20 долларов за активного человека. Соответственно, 2012-м Facebook приобрел Instagram уже исходя из оценки $30 за пользователя, а в 2014 году Facebook купил WhatsApp исходя из оценки $40 за пользователя. 

Сегодня технологические компании приобретают мессенджеры, соцсети и прочие стартапы, которые производят контент исходя из оценки за пользователя. Соответственно, есть основания ожидать, что в дальнейшем стоимость клиента продолжит расти, и можно будет увидеть еще более дорогие покупки.

Что делать: оценивать бизнес или писать бизнес-план?

Чаще всего, когда речь идет о привлечении инвестиций, инвестор самостоятельно оценивает проект: насколько он интересен и сколько может стоить, поэтому лучше создать финансовую модель, в которой расписать все доходы, расходы, инвестиции, чтобы понимать, какие сроки окупаемости по данному проекту можно ожидать. 


Новое видео уже доступно на нашем YouTube канале:

Почему нам можно доверять?
  • • Стаж работы. Мы непрерывно работаем с 2008 года и постоянно улучшаем «продукт».
  • • Компетентность. Наши эксперты регулярно повышают квалификацию и принимают участие в написании материалов для профильных изданий.
  • • Публичность. 10.025 человек на YouTube канале «Бизнес по плану».
Записаться на консультацию

Остались вопросы? Разберем бесплатно простую задачу или проведем консультацию (Посмотреть пример)


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Архив Блога