Мы открыты для общения

Дмитрий Соломников
соучредитель

Мы отвечаем на ваши вопросы

Отправить свой вопрос
Работа с ГОЗ. При чем здесь оценщик?

Работа с ГОЗ. При чем здесь оценщик?

Сейчас все говорят о том, что нужно работать с государственными заказами, так как это – единственная прибыльная сфера, которая осталась на сегодняшний день. Малого бизнеса в нашей стране становится все меньше и найти заказы на открытом рынке сложнее, с учетом роста обостряющейся конкуренции. А в госзаказах можно до сих пор зарабатывать деньги. Опыт многих оценщиков показывает, что на тендерах действительно можно зарабатывать, но не всем. Поэтому остается еще один вариант – зарабатывать на гособоронзаказах (ГОЗ). Однако стоит отметить, что данные заказы непростые и местами сопряжена с риском.

Для того, чтобы понять особенности подобных проектов, нужно разобраться в принципах ГОЗ и с конкуренцией, а также установить какую роль играет в этой области оценка.

Рассмотрим работу с ГОЗ на примере: существует изделие, которое изготавливается компанией. У этого изделия есть составляющие: 

  • первая часть – это физическая часть предмета, состоящая из разных комплектующих, 
  • вторая часть – программное обеспечение, которое нужно для полноценного функционирования данного изделия. Для того, чтобы определиться со стоимостью металла и всех прочих агрегатов, которые включены в это изделие, достаточно учесть цену материалов. Намного труднее определить стоимость программного обеспечения. Именно тут и нужна оценка.

Особенности работы с ГОЗ

Стоит отметить, что когда компания работают по ГОЗ, тот у них не должно быть секретов от ФАС, ФСБ или Казначейства. Ей нужно быть готовой в течение 5 дней предоставить по запросу проверяющих органов любую документацию о контракте и информацию о каждом привлеченном подрядчике. Нужно крайне внимательно подходить к сотрудничеству с субисполнителями, которых стоит еще до заключения контракта предупредить, что это взаимодействие осуществляется в рамках ГОЗ. Кроме того, нужно рассказать о необходимости заключения договора, о банковском сопровождении или открытии специального счета. А во время выполнения работ по контракту нужно быть готовым ответить на множество вопросов, и, что самое важное, – не раскрывать государственную тайну, если она есть.

Также, нужно будет вести раздельный учет всех финансов. Так, денежные потоки в рамках ГОЗ тщательно проверяются государством, поэтому другие расходы не могут быть включены в них. И если в рамках контракта нужно купить 50 метров провода, то в расходах нужно учесть только эти 50 метров, несмотря на то, что провод может продаваться в катушках по 100 метров. Очень важно будет включать идентификатор госконтракта во всех документах, связанных с данной работой. Это касается и договоров с субисполнителями, счетов-фактур и иной финансовой документации. Иначе могут быть сложности с получением выплат от заказчика.

В закупках по ГОЗ необходимо обеспечивать заявки через спецсчет, как и по 44 ФЗ. А после положительного решения нужно будет открыть другой специальный счет, на который заказчик перечислит аванс. Нужно быть готовым к очень жесткому контролю. И пока контракт не выполнен деньги, полученные по ГОЗ, нельзя использовать на нужды юридического лица. Они должны расходоваться только на исполнение данного контракта или на выплату заработной платы.

Закупки в рамках ГОЗ часто бывают закрытыми, и документацию по ним сложно найти в единой информационной системе. Участнику, который приглашен в закупку, она может быть раскрыта по запросу, или же она публикуется на специальной торговой площадке. Также нельзя забывать, что процедура аккредитации на любой торговой площадке занимает около 5-10 рабочих дней. Поэтому, если есть цель участвовать в подобных закупках, то необходимо заранее позаботится о регистрации. В определенных закупках обязательно нужно иметь лицензию на работу с государственной тайной. Даже просто мыть пол или устанавливать окна в воинской части без такой лицензии нельзя.

Сдача проекта

Любой заказ будет проверятся тщательно. Будут досконально измерять, высчитывать, высматривать и проводить экспертизу продукции, которую изготовил исполнитель. Поэтому многие контрагенты отказываются сталкиваться с подобными заказами. Также нужно предлагать товар только российского производства, так как в закупках в рамках гособоронзаказов активен национальный режим. 

Ключевой аргумент за участие в ГОЗ – это небольшая конкуренция, так как мало желающих приходит на подобные закупки и не все хотят сталкиваться с такими непростыми заказами.

Получение денег по выполненному контракту

Ежегодно вступает в силу новый приказ о проведении выплат. Средства от заказчика можно получить только на цели из списка, который указан в приказе, например: выплата заработной платы, покупка билетов, реклама и так далее. Если необходимо внести предоплату субподрядчику, в платежном поручении нужно указать подробное назначение платежа. После того, как акты с субподрядчиками будут закреплены подписями, нужно будет заполнить заявление на раскрытие счета по статье «Прочие выполненные работы». Если денежные массы будут пущены не по прямому назначению, то банк может приостановить движение средств по счету.

Норма прибыли в рамках ГОЗ также регулируется государством. Для тех исполнителей, которые считают цену товаров затратным способом, используется принцип «20+1». Согласно нему, 20% рентабельности компания может добавить на свои издержки, оплату труда и производство. Но если исполнитель не выпускает, а приобретает комплектующие, то на них можно добавить только 1%.

Какова же роль оценки работы в рамках ГОЗ? 

Можно вернуться к примеру с изделием, состоящего из физической аппаратуры и программной части. В чем заключается сложность при оценке программного обеспечения? В первую очередь, нужно понимать количество функционирующих модулей, во-вторых – их функционал, в-третьих – их назначение и структуру программного кода. Однако, стоит учесть, что программное обеспечение со временем может претерпевать изменения, могут появляться новые его версии с различными доработками и модернизациями. К примеру, компания разрабатывала собственную программу, которая за 15 лет стала большим и сложным продуктом, который никак не учтен на балансе. Оценщику нужно посчитать и в рамках затратного подхода определить стоимость данного программного продукта. Если калькулировать все затраты, то получится очень большая цифра. Сложность может заключаться в том, что не все доработки могут происходить рационально, так как некоторые изменения оказались неэффективными и компания решила откатить программу назад или снова провести переделки.

Поэтому суть заключается в том, что если имеется система А, которая была разработана в 2005 году и система Б – в 2021 году, то это совершенно разные системы и весь процесс доработок может носить хаотичный и случайный характер. Компания должна отнести расходы на эти работы в затраты на модернизацию. Однако если брать ТЗ программы именно 2021 года, то лишние доработки отсекаются и используются только те, на основе которых создана текущая версия программы. Поэтому бывает, что оценка, произведенная в рамках затратного подхода, может быть ниже, чем затраты, которые реально понесла компания за весь период разработки.

В случае с ГОЗ ситуация следующая: имеется программный продукт и он продается в рамках неисключительной лицензии. Поэтому в данном конкретном случае необходимо определить стоимость исключительного права на ПО, а затем от исключительно права перейти к неисключительной лицензии. И уже исходя из проведенной оценки установить цену, по которой клиент будет поставлять все изделие (программную и аппаратную часть) по ГОЗ.

Кстати, оценщик еще должен пройти экспертизу отчета в СРО. Многим такая мера кажется избыточной и не совсем оправданной, однако госкорпорации выдвигают такое требование и его нужно выполнять. Исполнитель по контракту вынужден закладывать в свою себестоимость помимо оценки, также и расходы на экспертизу.


Подпишитесь на рассылку «1Капиталь»
1 раз в месяц
Новости законодательства и финансов
Обновления видеоблога

Количество показов: 191
21.05.2021
Вы нашли решение в нашей статье?

Архив Блога